< Ноябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Центральный Банк России: статус, управление, догматы, итоги и необходимые реформы

18 октября 2017 года
Закладки

Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Доклад на научно-экспертно-проектной сессии: "Реформа ЦБ РФ: эмиссионной, денежно-кредитной и банковской политики", состоявшейся 13 октября 2017 г. (г. Москва).

*

Я приветствую всех участников сегодняшнего события, которое называется: Научно-экспертная и проектная сессия "Реформа ЦБ РФ: эмиссионной, денежно-кредитной и банковской политики".

Бэкграунд этого события, как покажут доклады, так и известное общественно-научное мнение таково, что деформации в государствообразующих институтах и инфраструктурах страны достигли уже такого масштаба, что вопрос о реформе Центрального Банка или о реформе финансовой политики, экономической политики, гуманитарной, социальной и всякой иной политики мгновенно выходит из экспертного поля в политическое поле. Политическое поле — это тоже поле творчества, и там институт проектирования становится особенно важным, потому что настоящая политика, а не только публичная риторика, включает в себя государственное управление.

А государственное управление как любое управление предполагает свою обязательную атрибутику, которая является очень важной нагрузкой, основанной на методах верификации, прогнозирования последствий принимаемых решений или планируемых государственно-управленческих решений, законодательных, оперативных, нормативно-правовых и иных решений.

Ключевое слово — это "проектирование". Проектирование будущих реформ в иной парадигме, нежели нынешняя конституционная и фактическая нынешняя парадигма явления, которое в науке обозначается как путинизм, как самоопределившаяся модель государства и управления. В этом поле проектирование иных государственно-управленческих парадигм, иных решений, иных конституционных схем, иных шлейфов законодательства и иной политической практики становится все более актуальным. Специалисты понимают, что в нынешней парадигме деградации и деформации неизбежны, возрастание угрозы распада Российской Федерации неизбежно и неостановимо, поэтому рациональная научная мысль, естественно, формирует повестку, исходя из презумпции смены политического режима, смены Конституции страны, смены управляющих элит. Каковы будут дорожные карты или проекты, планы управления страной в ином ее состоянии? Сделать такую презумпцию вполне законно, вполне научно, и, исходя из этой стартовой презумпции, рассмотреть целый ряд вопросов.

На прошлой научно-экспертной проектной сессии в этом сериале мы рассматривали вопросы нового международного Интернационала на той ценностной платформе, которую мы и предполагаем, видим и призываем к ней в постлиберальный период нашей России. Платформа уже в принципе собирается как целостный пакет, но направлений ее форматирования немало. Одно из них — это реформа Центрального Банка Российской Федерации, эмиссионной, денежно-кредитной и банковской политики.

*

НАУЧНАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ — СТРАНА МОЖЕТ БЫТЬ УСТРОЕНА ИНАЧЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНО ПУТИНИЗМУ

Направление планирования, футурологическое проектирование будущей России, постпутинской России, постлиберальной России — невероятно интересное творческое научное поле. Еще раз подчеркну (это очень важно), нас ученых, экспертов напрягает и зачастую справедливо политический ракурс, политические измерения предмета и методов наук, которые мы представляем. В данном случае хочется подчеркнуть, что интеллектуальное усиление власти, выработка предложений, идей, диагностик для действующей власти, прежде всего, нацелено и полезно для самой власти. Никто сегодня не призывает и не предполагает призывов к демонстрациям, митингам, забастовкам, свержениям, переворотам, нарушению каких бы то ни было законных установлений. Абсолютно нет. Это установка организаторов сессии. Это призыв ведущего. И это императив для всех выступающих.

Но научная презумпция отчетлива — страна может быть устроена иначе, системно, комплексно, с ориентацией, нацеливанием на явный набор ценностей, критериев, функций и целей государственного управления. Это наше абсолютное право.

В науке очень часто делаются такие презумпции, или иначе гипотезы, которые составляют предмет такого специального метода, как мысленный эксперимент. Если реализуется нечто, то каково должно быть устроение и управление сложнейшим государственно-общественным комплексом, который называется страной, а для некоторых, для большинства еще и Родиной? Каково устроение, управление этим объектом может быть, если будет иная Конституция, если будут реализованы наши рекомендации, в том числе в частных государственных политиках, в секторах устроения и управления сложнейшим комплексом страны?

Такой сектор, на сегодня вынесенный на обсуждение, -Центральный Банк России, его функционал, направления его деятельности, практики, итоги и самое главное — "проект" реформ, дорожная карта. Как все это возможно поменять, если в государственном управлении будут поставлены определенные ценностные цели развития? Мы формулируем сначала комплект ценностей, среди которых, конечно, некоторые из действующих, закрепленных законодательно и практически, но и те, которые сейчас в дефиците, которые в управленческой политике регулятора — Центрального Банка — не присутствуют ни на практике, ни в законодательстве, ни даже в конституционном уложении.

Вот таков контекст, таковы творческие цели сегодняшней сессии. Она вторая по номеру. Будет еще не менее двадцати двух сессий, посвященных конкретным секторам, направлениям государственного строительства, государственного управления в постпутинский, постлиберальный период.

*

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ: СТАТУС

Итак. "Центральный Банк России: статус, управление, догматы, итоги и необходимые реформы". Центральный Банк России упомянут в действующей Конституции 1993 года. Его упоминание является классической "закладкой" типа тех, которые делаются как импортная микросхема в нашей межконтинентальной баллистической ракете, чтобы она развернулась и поразила саму Россию. Так ракета — Центральный Банк России — была запущена и нацелена по территории Российской Федерации, по ее финансовой, экономической системе и по ее вопросам развития, прогресса или, наоборот, деградации, деформации. Таких "закладок" вдействующей Конституции 1993 года (которую вполне правомочно характеризовать как "в переводе с английского") немало, но не буду уклоняться от темы.

Центральный Банк России определен в Конституции, как внегосударственный институт и инструмент. Формула такова: Центральный Банк России принимает свои решения независимо от всех иных органов государственной власти. Это интерпретируют до сих пор в бурных дискуссиях специалисты разных профилей, но в основном мнение сводится к тому, что это-де-факто полукоммерческая структура, поскольку доходы от деятельности мегарегулятора, оказывается, до недавних времен не перечислялись в государственный бюджет, а потреблялись внутри менеджерского состава Центрального Банка России.

Во-вторых, его основные государственно-управленческие решения и нагрузки осуществляются вне взаимодействия с иными ветвями власти. Повторяет эту формулу Закон "О Центральном Банке России". Правда, жизнь, ее давление настоль абсурдную схему и статус привели уже к некоторым, что забавно, нарушениям Конституции, но вместе с тем, и к отражению реальных надобностей в строительстве и управлении страной. Бюджет уже предписано законом готовить совместно в правительством.

Если в Законе поначалу было написано, что основная, практически единственная, функция Центрального Банка России есть обеспечение стабильности национальной валюты — рубля, то затем добавилась еще одна миссия — это устойчивость национальной банковской системы. Мы обычно употребляем другой, более говорящий, функциональный термин применительно к будущим планам и реформам — ликвидность банковской системы страны, имея в виду, что это все-таки финансовый арсенал. Но в этом функционале нет принципиальной позиции, которая закреплена в большинстве законов о центральных банках иных государств, а именно — обеспечение развития страны, социально-экономического развития в широком смысле слова, поскольку финансовая система не может быть оторвана от контекста. В конечном итоге это только инструмент, который нацеливается в интересах, конечно, безусловно и понятно почему, национальной безопасности страны, национальных интересов страны, то есть социально-экономического и иного ее развития. Странный и недопустимый статус ЦБ, аналогичное положение есть только в четырех странах мира.

Например, в Афганской и Иракской конституциях. Конституциях побежденных государств. Видимо России с таким статусом ЦБ предписано придти и к статусу государства типа упомянутых.

*

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ: УПРАВЛЕНИЕ

Да! В чем уступки либерального клана, который молится на Центральный Банк России, на "закладки" Конституции, то есть в этих молениях практически запретил процесс конституционных реформ, смены Конституции, поскольку до сих пор при всех своих конституционных большинствах в Парламенте закон о Конституционном собрании так и не принят? Соответственно, барьер, но в процессе, законном процессе смены Конституции, положен и непреодолимый.

Уступка в том, что в Законе "О Центральном Банке" уже написано, что денежно-кредитная политика и бюджет страны формируются регулятором совместно с Правительством Российской Федерации. Хотя, Конституция это фактически запрещает. Управление Центральным Банком России в силу только что сказанного превратилось в клановое монопольное управление. Вообще сам политический режим — путинизм — характеризуется клановостью, так называемой приватизацией института государства, то есть закукливанием верхней элитной хунтоподобной группировки, которая сосредотачивает интересы, цели, методы достижения и достигаемые результаты, но они все практически оторваны от интересов, целей, методов достижения и результатов развития страны в целом. Соответственно, назначение Председателя Центрального Банка России, топ-менеджмента, Наблюдательного совета осуществляется монопольно из единого кабинета в единой парадигме и содержательной целевой позиции. Поэтому допустить мысль, что Центральный Банк России что-либо будет делать самостоятельно, вдруг вспомнив, что есть страна, есть задачи развития, есть неразрывная связь финансов и экономики, финансов и социальных целеполаганий развития, не приходится. ЦБ — это инструмент, который стал инструментом клана, инструментом монопольного управления страной, оторванности от общих задач развития страны, ее национальных интересов и национальной безопасности.

Детальный, и прошу поверить (я не буду вдаваться в эти детали), ответственный правовой анализ показывает, что деятельность и результаты деятельности Центрального Банка России, точнее, в терминологии Уголовного кодекса России, статьи "Государственная измена", квалифицируется как государственная измена спокойно, аргументировано, на правовом языке обоснованно и достаточно убедительно.

Монопольный, клановый характер породил еще одно следствие — это очень низкое качество научно-экспертной обеспеченности политики и решений деятельности Центрального Банка России вплоть до того уровня, который справедливо обозначен как невежество. Невежество на теоретическом уровне и невежество в применении, а точнее неприменении верифицированных научных моделей, в том числе прогностических, и какое-то просто маниакальное настаивание на пагубных решениях. Что правда, вписывается еще в один вывод — квалификацию этого института как инструмента десуверенизации страны. Промежуточный институт, которым управляет извне страны главарь национальных интересов совсем другого государства.

*

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ: ДОГМАТЫ

Догматика, переходящая зачастую в невежественную схоластику политики Центрального Банка России, включает в себя несколько позиций. Я остановлюсь только на самых крупных. Демонетизация, то есть сворачивание объема оборота суверенного рубля относительно валового внутреннего продукта. Беспрецедентный для мировых пропорций 42% агрегат М2 — уже 27 лет поддерживается на таком и даже ниже уровне. Главный тезис, который обеспечивает безумную политику: "Нам нужно подавить инфляцию (якобы монетарного происхождения) для достижения финансовой стабилизации и притока внешних частных инвестиций".

Достаточно упомянуть один только факт, который на сегодня сам Центральный Банк и соответствующие информационные институты провозглашают: "Инфляция уже меньше 3% по году". А где тогда обещанные инвестиции? Хоть внешние, хоть частные? Тренды этих инвестиций идут к нулю. Коэффициент валовых накоплений не только не достиг планового по майским указам 27% ВВП, но свалился даже по официальным, завиральным, на самом деле, данным до 17%. Тренд идет вниз. Государственный объем инвестиций упал до 12% ВВП. Федеральный — до 7%, и около 4% — в субъектах федерации. Внешние инвестиции Росстат перестал даже упоминать, потому что они близки к нулю, если говорить о прямых иностранных инвестициях. Еще некоторые заемные доходы кредитного плана, которые выкачивают с безумной ставкой и маржой, из-за рубежа поступают, но и они упали в 7 раз по сравнению с докризисным периодом, имея в виду внешнеполитическую изоляцию страны. Формула ключевой ставки — догмат, который определяется выражением: "Инфляция плюс". Теоретическая модель показывает, что это механизм не стабилизации, не снижения инфляции, а ее разогрева. С точностью до математической модели на это указывается определенно.

Догмат о рыночных основаниях в выборе курсовой политики привел к свободному плавающему курсу, который нанес несколько колоссальных ударов — ударов по социальному сектору страны через импортизированную инфляцию на лекарства, продукты, предметы первой потребности населения, что тут же отразилось на убывании коэффициента естественного прироста, население опять стало вымирать. Удар по стабильности (волатильности) рубля. Удар по инфляции в смысле ее скачкообразного роста, что есть прямое нарушение конституции.

Следующий момент. Развитие в стране фактически свернуто. Первые положительные приросты ВВП в 2000-х годах, связанные с ростом цен на нефть, исчерпаны, потому что десуверенизация и монопольное насаживание экономики России на нефтегазовую иглу подвели геополитических управляющих судьбой нашей страны, ее развитие к финишному этапу утилизации страны, и эти приросты, платежный баланс перешли в отрицательную область. Выйти они оттуда никогда не смогут, потому что никакое развитие без инвестиционного вклада невозможно.

*

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ: ИТОГИ

Нужно отметить, что это был разговор о денежно-кредитной политике. Итоги денежно-кредитной политики: отрицательное развитие, удушение развития, десуверенизация экономики страны, демографический кризис, отраслевая деформация. Фактически Центральный Банк России, что показывает корреляционный анализ эмиссионного прироста рублевого оборота и экспорта сырья, превратился даже не в экспортно-импортный банк, а в экспортный банк по делам экспорта углеводородных ресурсов из страны вовне. Он даже не эксим-банк, а экс-банк, потому что по импорту тоже бьет, в том числе даже по импортизированной части государственного оборонного заказа, что абсолютно доказывает факт игнорирования национальной безопасности, национальных интересов и обслуживания иных государств.

Эта политика привела и к региональным диспропорциям, поскольку бюджеты субъектов федерации — уже на уровне около 90%. их количества стали тоже дефицитными, а тренд негативный. Такая политика привела к деформациям социального континуума в функции распределения по доходам населения, говоря попросту, росту бедной и беднейшей части населения, и расслоения, что чревато политическими последствиями.

Банковская политика. Монополизация. В банковском ансамбле — это тоже обслуживание клановых интересов тех самых семейств, которые концентрируют не только госзаказ и бюджетные ресурсы, но еще и банковские поля ("поля" и в прямом смысле слова — земельные угодья). У нас родился новый термин государственного управления и реальности — "латифундисты".

Центральный Банк фактически уничтожает распределенную сеть коммерческих банков, банков, обслуживающих население в пределах доступности. Количество банковских учреждений, филиалов уменьшилось в два раза. Это стратегия, и стратегия того сорта, который я охарактеризовал.

Нарастает количество банкротств. Нарастает объем вывода путем конвертирования ресурсов за рубеж, отток капитала. Возникло параллельное, даже забавное явление. Цитирую Председателя ЦБ Набиуллину: "Избыточная структурная ликвидность в стране". Что за чудо? Избыточная ликвидность в стране, в которой нет кредитов на производство, нет кредитов на стартапы, нет кредитов на поддержку оборотного цикла воспроизводства, которого у нас и нет! Но зато избыточная ликвидность, и теперь уточню из ее же цитаты: "Структурная избыточная ликвидность". А именно финансы сосредотачиваются в банках, которые не знают, что делать с этими деньгами. Они не могут прокредитовать промышленный производственный комплекс, потому что безумная ключевая ставка, приумноженная за счет неуправляемой государством маржи коммерческих банков, не соответствует рентабельности производительного сектора страны, агропромышленного комплекса страны, она не соответствует платежеспособности населения, которое закредитовано.

Но забавная картина с этим термином в российском случае такова, что когда говорится, что какие-то страны закредитованы, то имеется в виду, что в обороте основных, инвестиционных и оборотных средств экономического цикла воспроизводства значима доля заемных средств: заняли, расширили в цикле воспроизводства продажи, вернули кредит, снова заняли, так работает колесница развития.

Закредитованность же в нашей стране получила, как и все в путинизме, примерно противоположные смыслы. Закредитованность — это значит у населения, у предприятий, у банков на перекредитовании долговая петля на шее, которая затягивается, и выдохнуть уже возможности нет. И это на деле стратегия, это система, которая вполне вписывается в нашу политическую диагностику и формулу — институт десуверенизации, удушения развития нашей страной. Вот, что такое избыточная структурная ликвидность по Набиуллиной.

Эмиссионная политика. С гайдаровского периода, времени ликвидация национального суверенного рублевого оборота эмиссионная модель ставила целью десуверенизацию страны. Затем это уже стало традицией и вошло даже в лексикон Президента. Путин много раз повторял совершенно недопустимую формулу: "Печатать деньги нельзя, потому что это инфляция, потому что это обман народа". Полнейшая нелепость. Ошибочность. Но ему это навязали, а он не в состоянии это самостоятельно оценить и повторяет, поддерживает такую политику.

Китайский норматив денежной обеспеченности экономики, которая поддерживает уже десятки лет прирост ВВП на уровне до 8–10%, структурную перестройку в сторону высокоэффективных отраслей, наукоемких, современных, с высокой отдачей на фонды, — от 150 до 200% ВВП. А в России 42%! И с инфляцией товарищи справляются, потому что, как показывает анализ целого ансамбля государственных экономик стран мира, если делается эмиссионная подкачка национальной валюты в инвестиционный контур, то наращиваются объемы производства товаров и услуг, и они давят на чашку инфляционных весов, противоположную чашке платежеспособного спроса населения. Даже в условиях, когда часть этой инвестиционной эмиссионной подкачки идет в фонд оплаты труда на противоположную чашку, но в объеме десятков процентов от полного объема инвестиций весы перемещаются таким образом, что инфляция падает. Инфляция не только управляется, она уменьшается, в отличие от того, что творится в нашей стране. На сегодня специалист не может поверить в предвыборную ложь о 3% инфляции. Она реально в три раза больше. На сегодня уровень агрегата М2 к ВВП — 42%, что является ударом по финансовой системе страны, и главным образом, по экономической и социальной системе страны.

Курсовая политика — свободный плавающий курс. Большинство схожих с Россией стран по экономическому профилю, то есть сырьевых поставщиков в мировом разделении труда, не применяют свободный плавающий курс. Буквально это единицы. Отчасти применяется управляемый регулируемый курс типа коридоров ориентиров центрального регулятора, но большая часть использует фиксированный валютный курс. Не боятся и преуспевают.

Что за догматы, а точнее предписания Центрального разведывательного управления и иных заинтересованных институтов управления Центральным Банком России и президентской политикой Путина заложены? А заложены именно те решения в свободном плавающем курсе, а не в спроектированном нами, фиксированном, дифференцированном по товарным группам, курсе. Заложена идея десуверенизации. Директор Службы внешней разведки России (уж куда как компетентный человек) М.Фрадков докладывал, в том числе Президенту (это было публично) о том, что обменным курсом рубля к твердым валютам мира управляют международные спекулянты. Не Центральный Банк России, не Президент России и суверенные политические институты, а международные финансовые спекулянты, а именно Федеральная резервная система со своим неограниченным эмиссионным механизмом, объемы спекуляции которого сопоставимы со всеми нашими государственными ресурсами. И так откровенно десуверенизовать нашу страну! Так откровенно девальвировать рубль, резко обрушив его стабильность, нарушая конституционные нормы и нормы Закона "О Центральном Банке России", так резко ударяя по импортизированной части экономики! А, на секундочку, это составляло 19% ВВП! Ударять по государственному оборонному заказу, по социально-демографической проблематике нашей страны! Классифицировать все это иначе, как внешнее управление геополитическими противниками нашей страной, невозможно. Это продолжается.

Валютный контроль фактически свернут. Обязательная продажа валюты государству уже давно ликвидирована. Это означает, что даже те попытки Президента и Правительства по инвестированию и поддержке в кризисных условиях, в условиях сползания к краху, несуверенной экономики, при внешних финансовых санкциях, при сбросе цены на нефть (основной статьи доходной базы государственного бюджета), попытки инвестировать через систему так называемых государственных банков, соподчиненных коммерческих банков приводят только к одному — эти средства конвертируются и выводятся в оффшоры, в которых находится уже около триллиона долларов, по иностранным оценкам, национального богатства и финансового накопления нашей страны.

*

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ: НЕОБХОДИМЫЕ РЕФОРМЫ

Выводы по этой части. Центральный Банк сегодня — это инструмент десуверенизации, инструмент деградации и деформации экономического, социального устроения нашей страны, инструмент удушения развития и в правовом отношении — государственный изменник. Что предлагается в порядке реформы Центрального Банка России с презумпцией, что в стране появятся политические силы, политический мандат, государственно-управленческий мандат для того, чтобы совершить реформации?

Первое, как очевидно из доложенного, — без изменения Конституции изменить все остальное практически невозможно. Но изменить Конституцию невозможно, не приняв закона о Конституционном собрании. Но закон о Конституционном собрании принять невозможно при конституционном большинстве представителей правящего клана — "Единой России". И круг замыкается.

Реформы Центрального Банка России (мы возвращаемся к презумпции, обосновывая ее рациональность) будут возможны тогда и только тогда, когда в стране сменится политический режим. Мы надеемся, призываем и прилагаем усилия, чтобы это произошло мирно и законно, и я специально подчеркиваю этот тезис. Ничего невероятного в этом нет.

Второе, конечно же будет должен изменен Закон "О Центральном Банке России". И в перечне его основных функций, кроме стабильности национальной валюты и ликвидности национальной банковской системы, должен появиться еще один важный пункт — ответственность за комплексное развитие страны, социальное, экономическое развитие страны. В соответствии с этим должна измениться система управления с нынешнего кланового по факту механизма на иной. Предлагается, и я должен сейчас сделать заявление, что пакет этого рода реформы разработан в виде проектов Конституции, закона о Центральном Банке России и еще целого ряда проектов нормативно-правовых актов, привязанных ко всему объему российского законодательства. То есть создана готовность, что называется, нажать на кнопку, когда появится эта самая кнопка. Кнопка власти.

Управление Центральным Банком России, его статус должны преобразовать его в инструмент развития и заинтересованности в обеспечении национальных интересов, национальной безопасности страны. Это значит управление приобретет коалиционный, синдицированный политический характер, будет организовано представительство президентской ветви, но при этом Президент по будущему проекту Конституции одновременно будет являться Председателем Правительства. Соответственно, высшая власть и исполнительная власть будут также делегированы в "складочный" механизм управления Центральным Банком будущей России. Парламентская ветвь там тоже будет представлена. Региональная ветвь в обязательном порядке будет представлена, потому что региональные бюджеты, государственные бюджеты и экономики регионов в определяющей степени зависят от центрального регулятора. И будет представлен бизнес в той культуре представительства, в частно-государственном сотрудничестве, которое развито в мире, на примере так называемых цеховых институтов Германии, например, когда отраслевые объединения бизнеса обладают правами на участие в принятии государственно-управленческих решений. Все это будет реализовано.

Актуальные реформаторские решения, которые будут приняты в обновленном Центральном Банке России. Первое — рациональная и ответственная ремонетизация национальной экономики, восстановление рублевого оборота относительно ВВП. То есть эмиссионная политика будет изменена для целей контр-инфляционного и про-развития экономики результатов. Будет создан сопутствующий, сочетанный с новым обликом Центрального Банка России институт развития — государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд, емкость которого по каналу так называемого политического кредитования, в том числе с нулевыми ставками, будет по минимуму до 100 миллиардов долларов в год в пересчете инвестиционных средств. Этот объем и этот канал облегчит инвестиционную нагрузку государственного бюджета, где одновременно произойдут структурные видоизменения в пользу гуманитарных статей — образования, здравоохранения, науки, культуры, экологии.

И, соответственно, инвестирование будет направляться по трем континуумам: 1) это социальное исправление деформаций, в том числе с кредитованием Правительства на эти цели через институт развития; 2) это региональные исправления деформаций, опережающее, выравнивающее развитие субъектов федерации; 3) и это отраслевое, наиважнейшее, видимо, в перечне исправление деформации с переливом капиталов из сырьевых низкопередельных отраслей в отрасли высокого передела, конечной сборки, высоких технологий с высокой эффективностью фондоотдачи.

Соответственно, начнется развитие страны, и лаг развития, оцененный по моделям и прогнозам последствий не будет превышать одного года, на самом деле даже меньше. При условии, если все будет мирно, логично и законно, а эшелон управления будет состоять из профессиональных, ориентированных на национальные интересы страны, специалистов, будет усиливаться состоятельной экспертизой.

***

***

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...