< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Дипломатия России 21 века

15 января 2013 года
Закладки

Для максимизации эффективности внешней политики российское руководство должно заняться действительным стратегическим планированием своей внешней политики на значительные отрезки времени – 30, 20, 10 и 5 лет. В ходе краткосрочного (1-5 лет) оперативного планирования и выстраивания тактической модели поведения Кремль должен стремиться к доминированию российской инициативы по ключевым узлам геополитики. Должен произойти решительный отказ от существующей практики реагирования на события и замыслы "партнеров". Лучше неудачная инициатива, чем постоянная реакция. Никакие отговорки про незначительность ВВП и зависимость от сильных экономик не могут быть оправданием беззубости и приспособленчества России в мировой политике рубежа веков. Только инициативная, настойчивая, смелая, принципиальная линия способна привести к успеху и привлечь новых союзников. Важнейшим шагом на пути к повышению качества стратегического планирования является принятие управленческого документа высшего уровня по внешней политике, в котором необходимо зафиксировать национальные интересы России и ее внешнеполитические приоритеты, указать иерархию внешнеполитических целей, оговорить основные проблемы и разбить их на технологически выполнимые задачи, определив сроки реализации и объем требуемых ресурсов. При этом необходимо закрепить градацию внешнеполитических интересов страны. Как вариант можно использовать три уровня.

  • Глобальный. Активное и полноправное участие в построении такой системы международных отношений, в которой России отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям.
  • Региональный. Обеспечение стабильного и безопасного международного окружения, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций страны на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.
  • Субрегиональный (постсоветское пространство). Развитие всесторонних взаимовыгодных связей с СНГ и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе.
 

 При этом следует напомнить, что стратегическое (и даже тактическое) планирование внешней политики нуждается в опоре на глубокую аналитику и экспертизу правительственных и неправительственных научно-исследовательских центров. Более того, в условиях, когда "геополитическая ситуация для России складывается не лучшим образом", возрастает необходимость в создании "научных систем прогнозирования и планирования". Без них невозможны разработка и внедрение оптимальной стратегии развития. При этом, как подчеркивает группа исследователей из РАГС, "системы прогнозирования не должны сосредоточиваться в одном центре, поскольку в этом случае воздействие со стороны властных и корпоративных структур будет максимальным, хотя с точки зрения экономии средств это может быть оптимальным решением".

 Иными словами, перед государством стоит задача создания не одного или двух крупных центров, а целой структуры научно-экспертных организаций, способных обеспечить потребности МИД в выработке научно обоснованных предложений по вопросам внешней политики Российской Федерации. Для усиления интеллектуального обеспечения принимаемых решений, укрепления связей с научными и экспертными кругами целесообразно было бы предусмотреть создание научно-экспертных комиссий, состоящих из независимых экспертов. Помимо принятия долгосрочной стратегии (Доктрины внешней политики) необходимо обеспечить ее постоянное сопряжение с быстроменяющейся ситуацией в стране и мире. Для этого следует обязать планирующий орган (например, Департамент стратегического планирования МИД), исходя из национальных интересов России, на регулярной основе вырабатывать внешнеполитические стратегии страны на различную перспективу с учетом конкретных задач. Возможен вариант, успешно используемый некоторыми президентами США, который предусматривает с самого начала работы планирующего органа подготовку двух, трех и более альтернативных вариантов действий с детальным просчетом требуемых ресурсов и всех возможных последствий.

 Повышение эффективности внешней политики требует принятия специального закона о механизме разработки, принятия и реализации внешнеполитических решений, который обеспечивал бы четкую координацию деятельности министерств и ведомств в этой области под руководством Президента РФ в целях проведения единой линии со стороны России в отношениях с другими государствами и международными организациями. Закон должен касаться только ключевых решений (координацию, связанную с принятием оперативных решений, следует оставить за МИД). Иными словами, во-первых, необходимо обеспечить коллегиальность при принятии основных решений стратегического характера. Нет сомнений, что принятие политических решений в соответствии с Конституцией РФ по принципиальным вопросам внешней политики должно осуществляться Президентом страны. Однако для представления Президенту РФ предложений по этим вопросам требуется их согласование между должностными лицами, имеющими непосредственное отношение к внешней политике. К этим лицам следует отнести Председателя правительства, секретаря СБ, руководителей МИД, Минобороны, ФСБ и СВР. Возможно, следует предусмотреть участие представителей законодательной власти – председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ. Следует подчеркнуть, что данная мера необходима для обеспечения единой позиции высших представителей двух ветвей власти по важнейшим внешнеполитическим вопросам.

 Во-вторых, необходимо составить алгоритм принятия решений в сфере внешней политики. Этот алгоритм должен состоять из ряда блоков: постановки стратегических и тактических задач; экономических расчетов; выработки политического курса; оценки программ, концепций; организации сбора данных; оценки данных; выбора вариантов решения; контроля промежуточных результатов; переоценки, переформулировки, уточнения решений на основании данных промежуточного контроля; оценки результатов; ответственности. Возможно, потребуются различные алгоритмы для долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных решений.

 Должен быть не один универсальный алгоритм выработки внешней политики, а целый пакет алгоритмов.

 В него, в частности, следует включить алгоритм выработки концептуальных стратегических планов, алгоритм достижения тактических целей, алгоритм оперативного, срочного реагирования на изменение ситуации, алгоритм политических действий в чрезвычайных ситуациях, алгоритм финансового планирования, алгоритм контроля, алгоритм подведения итогов и возложения ответственности и т. д. Такая модель функционирования координационного механизма, в частности через выработку обновляемых директив, принята и апробирована в международной практике.

 Кроме того, требуется обеспечить сопряжение внешнеполитических решений с имеющимися возможностями (ресурсами), в первую очередь экономическими. Для этого следует пересмотреть процесс бюджетирования внешней политики, обеспечив выделение достаточного объема средств на конкретные программы. И наконец, следует решить проблему отчетности за реализацию внешнеполитического курса страны. Возможен вариант создания нового формата доктринального оформления внешнеполитической деятельности. Иными словами, при сохранении долгосрочных концепций и последовательной внешнеполитической стратегии в масштабах каждого шестилетнего срока президентской администрации ввести практику ежегодных посланий Президента по внешней политике, в которых могли бы обозначаться более краткосрочные тактические задачи и проводиться адаптация внешнеполитической стратегии к меняющимся политическим реалиям. При этом, начиная со второго года президентства, каждый руководитель страны будет обязан давать отчет в установленной форме о ходе реализации поставленных им внешнеполитических задач. Возможно также установление специальной формы отчета для Министерства иностранных дел вместо довольно декларативных ежегодных обзоров внешней политики.

СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Внешнюю политику должны осуществлять креативные, неутомимые, нравственные и патриотически озаренные люди. Для улучшения качества кадрового потенциала внешнеполитических ведомств, наряду с мерами, следовало бы также предусмотреть повышение оплаты труда сотрудникам МИД. Наряду с этим необходимо ужесточение требований к кандидатам. Особенно кандидатам на высокие посты. Как вариант следует рассмотреть возможность разработки регламента, определяющего, кто может занимать должности послов, консулов и т. д. При этом в качестве обязательных требований должны быть указаны не только профессионализм и опыт дипломатической службы (от стольких-то лет), но и наличие высоких гражданский качеств (в первую очередь, патриотизма). Если кажется, что регламентировать это качество трудно, то надо вспомнить про психологическое и иное тестирование, которое применяется в спецслужбах и в ответственно относящихся к кадрам корпорациях.

НЕЗАВИСИМОСТЬ ПРИ ПРИНЯТИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Помимо мер, связанных с кадровым потенциалом внешнеполитических ведомств, обеспечения независимости при принятии внешнеполитических решений необходимо по возможности минимизировать влияние иностранных спецслужб на внешнеполитическую элиту страны. Для этого следует принять закон, запрещающий без ведома или разрешения Президента РФ как руководителя внешней политики России или без полномочий Министерства иностранных дел Российской Федерации должностным лицам, состоящим на федеральной государственной службе, выступать с официальными заявлениями по внешнеполитическим вопросам; совершать официальные визиты в другие государства и встречаться с представителями международных организаций; принимать в Российской Федерации официальные делегации других государств или международных организаций; вести переговоры с представителями других государств или международных организаций по вопросам, относящимся к внешней политике. Кроме того, на уровне Конституции следует ограничить чиновникам и их ближайшим родственникам владение значительным имуществом за рубежом, открывать счета в иностранных банках и т. д. За нарушение названных выше ограничений должностные лица государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сотрудники Администрации Президента РФ будут подлежать освобождению от занимаемой должности; должностные лица, представляющие государственные органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, будут отстраняться Президентом РФ от участия в процессе подготовки и принятия решений в сфере внешней политики и международной деятельности страны.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СТРАНЫ
Что касается геополитической специфики страны, то в первую очередь необходимо обратить внимание на отношения России со своими соседями, т. к. превращение постсоветского пространства в "санитарный кордон" вокруг страны может воспрепятствовать распространению какого-либо влияния за границы страны. Для этого во внешней политике необходимо уделить первостепенное внимание обозначенному региону. Следует на уровне Конституции акцентировать его как "особую зону национальных интересов России", указав, что это влечет приоритетное положение постсоветских государств в рамках экономического, торгового, политического, научного, культурного и прочего сотрудничества. Россия не должна отдавать США, Китаю, Европе инициативу в примыкающих к нам странах. Для этого следует контролировать все процессы, происходящие там, и относиться к ним столь же скрупулезно, как и к внутрироссийским событиям. Геополитическая адресация внешней политики России не должна ограничиваться соседними государствами. По возможности ее следует распространять на весь мир, для чего потребуется разработка полноценной внешнеполитической идеологии. Последняя должна базироваться на высших ценностях Российского государства, берущих свою основу от цивилизационной специфики России.

Вопросы нравственности, противостояния греху (особенно таким вопиющим его проявлениям, как пропаганда гомосексуализма, эвтаназии, насаждение примата свободы личности как свободы, в том числе и греха) надо переместить из душеспасительных конференций в область реальной политики и государственной пропаганды. В естественной тяге человека к добру и семейным ценностям заложен колоссальный потенциал, который почти не используется во внешней политике. Отношения со всеми регионами следует осуществлять сообразно с целями, указанными во внешнеполитической доктрине (стратегии) России (возможно, в специальных – по каждому региону – закрытых разделах). При этом следует диверсифицировать российскую внешнюю политику только с Запада еще и на Восток. Арабские страны испытывают искреннюю и глубинную симпатию к России и нуждаются в ее покровительстве и поддержке. Россия обладает уникальными связями со всеми участниками арабо-израильского конфликта и способна взять в свои руки его урегулирование. В том числе надо подобрать "ключи" к мировым сионистским кругам и вступить с ними в тонкую и жесткую игру вместо следования их инициативам.

Приоритетное внимание необходимо уделять отношениям с Ираном и Турцией. Иран имеет все шансы, чтобы стать стратегическим партнером России в силу совпадения подходов к большинству международных проблем и отсутствия серьезного столкновения интересов. Иранская цивилизация переживает этап подъема и способна на большие свершения. Турция всегда представляла потенциальную угрозу интересам России, поэтому следует всемерно вовлекать ее в совместные взаимовыгодные проекты, с одной стороны, а с другой – держать про запас эффективные механизмы давления на Турцию. Например, курдский вопрос. Европе же следует демонстрировать дружелюбие и готовность к сотрудничеству, но при этом не спускать ей ни одной попытки заявить о своем превосходстве. Лучше всего, чтобы европейцы нас уважали и побаивались. История учит, что никакой искренней дружбы у России с ними не получится.

С США подобает вести откровенный прагматичный диалог, избегая лишних сентенций и надежд на порядочность.

В связи с объективным процессом ослабления экономической и особенно идеологической мощи США задачей является избегать прямых столкновений с этим гигантом и по возможности завоевывать очки за счет умелого лавирования. В отношениях с Китаем нужно действовать максимально осторожно. Китай способен в недалеком будущем совершить действия по аннексии значительных кусков российской территории и ресурсов. Следует прекратить практику продажи и сдачи в аренду Китаю пограничных с ним анклавов. Противостоять экспансии Китаю Россия сможет только обладая превосходящим военно-техническим потенциалом, создавая мощные международные альянсы, вступая в тактические союзы с Китаем против третьих сил. Исходя из цивилизационной специфики России следует формировать стратегию улучшения имиджа страны за рубежом. Россия сегодня повсеместно проигрывает информационную войну за пределами своей территории. Давно пора провести глубокое проникновение в мировые СМИ и центры управления ими. Нужно найти нетривиальные схемы взаимодействия с ними и захватить там хотя бы миноритарные позиции. Параллельно необходимо наращивать объем и качество пропаганды положительного имиджа России за рубежом и внутри. При этом для распространения своего влияния в мире России следует более активно прибегать к современным методам публичной дипломатии, а именно к сотрудничеству с российскими НПО, имеющими филиалы (или базирующимися) за границей.

В качестве примера можно использовать опыт США, где с начала 1950-х гг. при Агентстве международного развития США (АМР США) существует официальный консультативный совет по добровольной иностранной помощи. Он дает частным организациям и отдельным гражданам возможность больше узнавать о программах помощи, реализуемых правительством США, и давать рекомендации по их направленности. Возможно, нечто подобное можно создать в России.

Особое внимание следует уделить экономической экспансии России в мире. Для этого следует использовать не только механизмы внешней торговли (в рамках которых следует осуществить переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг), но и финансовые механизмы, в частности, прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В стране следует создать полноценную систему государственного поощрения и страхования отечественных ПИИ. Большое внимание должно уделяться и характеру ПИИ крупнейших компаний, подконтрольных государству и тесно сотрудничающих с ним. Их экспансия в первую очередь должна быть нацелена на создание вклада в переход отечественной экономики к инновационному развитию.

В качестве отправной точки поддержки российского бизнеса при осуществлении инвестиций на внешних рынках следует использовать систему торговых представительств РФ, но с учетом современных задач и международного опыта. До распада Советского Союза по всему миру существовала разветвленная сеть торгпредств СССР, она осталась и по сей день, но играет больше пассивную роль в помощи по выходу отечественных предприятий на мировой рынок.

Хотя нынешние масштабы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономики стран СНГ не отвечают современным потребностям, при разработке и проведении инвестиционной политики основное внимание следовало бы сосредоточить не только и не столько на "простом" (экстенсивном) их наращивании, т. е. количественных параметрах, сколько на оптимизации структуры и качестве ПИИ с точки зрения их адекватности потребностям национальных экономик в структурной перестройке.

В целом же следует более активно привлекать русский бизнес к экономической экспансии за рубеж.

Для этого следует не только разработать систему мер по компенсации и страхованию рисков, но и обеспечить предполагаемых участников необходимой им информацией. Возможно, по примеру Государственного Департамента США организовать выпуск в свет специального журнала, в котором должны будут содержаться написанные работниками МИД обзоры, в которых они изложат политику страны в соответствующих регионах.

Особенно активно следует наращивать усилия по проникновению и закреплению в регионах, богатых полезными ископаемыми (Африка, Латинская Америка). Мировой кризис открыл беспрецедентные возможности по скупке кладовых мира за зеленые бумажки, обреченные обесцениться в скором времени. В то же время Россия должна стать провозвестником нравственного и умного подхода к мировой экономике, отстаивая принципы справедливости и противостоя паразитизму отдельных стран. Это способно привлечь к ней немало идеологических союзников.

Что касается культурной, научной, религиозной или военной экспансии, то она более подробно рассмотрена в соответствующих разделах монографии. Отметим лишь, что России следует укреплять взаимодействие между МИД и РПЦ, наращивать проникновение нравственных христианских категорий в оценку международных и внутристрановых событий. Удобный повод для этого возник в связи с началом мирового финансового кризиса, природа которого при пристальном анализе лежит, в первую очередь, не в экономических, а нравственных категориях. При этом пора прекратить прикрываться принципом невмешательства во внутренние дела. С Россией никто давно не деликатничает, и пора называть вещи своими именами. Это вызовет стремительный рост пророссийских настроений по всему миру.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...