< Ноябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Красный 1917-й: юбилейная выставка в Эрмитаже

11 ноября 2017 года
Закладки

Автор Сергей Геннадьевич Сигачёв (блогер жж periskop).

***

На днях сходил в Эрмитаж, где проходит очень интересная выставка, посвященная 100-летию событий 1917 года. Выставка, несмотря на явный промонархический уклон, оказалась достаточно интересной и содержала множество уникальных экспонатов. Я не претендую на детальный обзор, так как там всего много — но некоторые впечатления от увиденного стоит показать.

В плюс эрмитажным властям стоит также сказать, что снимать можно было бесплатно и сколько угодно, хотя обычно на временных выставках они это делать не дают.

Эстетика красных знамён окружает посетителя уже на входе.

Поднимаемся наверх.

Инсталляция рабочего с молотом смотрится очень необычно на фоне помпезных дворцовых интерьеров:)

Первый зал выставки посвящён обитателям дворца — династии Романовых и отречению Романова-главного (Николая II).

Выставлено несколько мундиров и личные вещи Николая Александровича.

Есть и вещи его супруги, в крещении Александры Фёдоровны. Здесь, например, вышитое жемчугами её парадное бальное платье.

Целый стенд посвящен цесаревичу Алексею. На фото — один из его костюмов.

Много эксклюзивных игрушек, сделанных специально для наследника. Здесь — плюшевые.

Куклы ручной работы и игра "Европейская война".

Но особенно поразил сделанный для цесаревича огромный игрушечный паровоз с тендером — настоящее произведение игрушечного искусства! (1915 г.)

На афишной тумбе — репродукции газет эпохи отречения последнего императора. Как иностранных…

…так и отечественных.

Та самая Матильда Кшесинская, о которой недавно выпустили фильм. Репутация её в обществе была весьма скользкая, судя по обилию карикатур в тогдашних газетах.

Репутация неудачливого отрекшегося императора тоже в тот момент была практически на нуле. Особенно обильно его персону поливали в марте — мае 1917-го, потом волна карикатур пошла на спад. Экс-императрице тоже досталось, особенно за германское происхождение и связь с Распутиным.

Заглянул в окошко. В этот день был ясный и солнечный день, начало ноября.

В общем, там немаленький уголок с артефактами семьи Романовых.

Затем следует второй зал, посвященный "междуреволюционию", а также бытности Зимнего дворца в этот период.

Зал оформлен нарочито тревожно, с периодическими всплесками красного света. Чтобы был подчёркнут контраст между благостной стабильной монархией и тревожным бурлением народно-революционной стихии.

Кусок зала посвящён пребыванию воинского госпиталя в стенах Зимнего Дворца.

Форма сестры милосердия одной из великих княжон.

Создан условный фрагмент вагона императорского санитарного поезда.

Другая сторона посвящена бытности во время Великой Войны (так тогда называлась Первая мировая).

Из интересного — письмо цесаревича своей маме, императрице Александре Федоровне. Обратите внимание, какой у него поставленный красивый каллиграфический почерк!

Телеграмма Григория Распутина императору (1915-й). Тоже подлинник. Интересно было посмотреть почерк заслуженного старца, любимца императорской четы.

А это, пожалуй, одни из самых ценных экспонатов во всей экспозиции: эрмитажевцы выставили некоторые подлинные тетрадки дневников Николая II. Это те самые, о которых некоторые упоротые монархисты пишут "енто фейк", "большевицкая подделка", "враньё, государь ворон и кошек не стрелял". На фото — раскрытая страничка дневника из марта 1917-го…

…и последняя тетрадь с последней записью перед расстрелом (30 июня 1918). Рассматривая этот экспонат, я задумался: получается, гражданин Николай Романов перешел на новый стиль в своих дневниках вместе с переменой календаря большевиками — так ведь?

Подлинник телеграммы императору от 1 марта 1917 с констатацией тяжелого положения и "опасностью для династии".

Одна стена этого зала полностью отдана под Керенского и Временное правительство.

Александр Фёдорыч квартировал именно здесь, видимо имея слабость к роскошным интерьерам.

Парадный портрет властителя всея свободной Руси.

Наконец, дальняя стена зала отдана лидеру большевиков Ульянову-Ленину. И это не канонический портрет советской эры в стиле "добрый мудрый дедушка", а пламенный трибун, опасный соперник и искусный интриган.

Подлинная телеграмма Керенского от 28 октября (10 ноября) с приказом о том, чтобы госучреждения не подчинялись самозванцам.

Большой стенд о технологии взятия власти 25—26 октября 1917-го.

Путь штурмующих Зимний от парадного входа со стороны Дворцовой пл. до комнаты, где заседало Временное правительство.

Испорченный надписанием бюллетень для голосования в Учредительное собрание, список РСДРП(б). Обратите внимание, кстати, что вопреки байкам о том, что Сталин якобы тогда был совершенно неизвестен и абсолютно мелким деятелем — в списке большевиков он № 6. Причём уже тогда его псевдоним — Сталинъ — указан явно и определенно. Как, собственно, и псевдонимы остальных большевиков. А Троцкий — не № 2, а № 3 после Зиновьева.

Очень интересный артефакт: двойной портрет Ленина и Николая II (1896/1924, И. С. Галкин/В. М. Измайлович). Было так: на обороте парадного коронационного портрета Николая написали портрет Ленина для интерьеров Смольного, а изображение Николая загрунтовали белым.

Кроме этих больших залов, выставка занимает ещё три зала поменьше. Но я после этого прошёл в глубинные покои дворца и наткнулся вот на эту комнату. Почему-то в прежние посещения Зимнего я не задумывался — а где именно было арестовано Временное правительство 25 октября 1917 ст.ст.? Вот тут. Сейчас комнату оформили специально и нарисовали путь штурмующих к этой точке в здании. Впечатляет. Вот здесь 100 лет назад и творилась всемирная история.

И памятная табличка этого события.

*

СУДЬБА ЗИМНЕГО ДВОРЦА

Если выше мы рассматривали главные политические события и артефакты, с ними связанные — то тут будут более прозаические материи. Т.е. не вся империя и не Петроград, а собственно Зимний дворец/Эрмитаж. Как он пережил эти революционные катаклизмы? Был ли штурм и насколько его разгромили изнутри "банды анархистов"? Ну и в довесок — два маленьких зала.

Третий зал как раз и повествует о судьбе именно здания, а не всего Петрограда. Вначале там — традиционный уголок о конце Романовых в Екатеринбурге.

Где представлен уникальный экспонат — подлинник шифрованной телеграммы в СНК от Уральского облсовета с сообщением о расстреле царя и его семьи 17 июля 1918 года. Как видим по пометам на ней, она подана к отправке в 21 час московского времени 17-го числа, а принята несколько позже.

Ну, а дальше собственно Романовы заканчиваются, и начинается большой раздел про Зимний дворец.

Так что было с Зимним дворцом во время и после штурма 25—26 октября? Как именно его громили и громили ли вообще?

Как мы видим, уже 9 ноября н.ст. — спустя сутки после штурма, ситуация полностью контролировалась новыми властями. Туда пришли музейщики и придворные фотографы и всё тщательно отсняли. Туда же сразу вселился нарком Луначарский и контролировал процесс, дабы не допустить утечки ценностей. То есть, анархически-неопределенное состояние дворца продолжалось несколько часов, потом всё взяли под контроль. Там же выставлены и те самые фото, которые были отсняты 27 октября ст.ст, или 9 ноября н.ст.

Что можно вывести из них? Собственно Эрмитажа — т. е. музейного хранилища картин — анархия не коснулась (напомню, что Эрмитаж тогда был пристроен к Зимнему, под ним не понимались площади именно Зимнего Дворца). И — самое главное! Разорению подверглись именно царские жилые покои, а не музейные территории соседнего здания — т. е. те помещения, которые раньше были резиденцией конкретно экс-императора и его ближней свиты. И то, что прямо в жилых комнатах висели уникальные картины, которые были доступны для услады только узкого круга придворных — вовсе не говорит в пользу тогдашнего положения вещей. Штурмующие, действительно, искали покои, где недавно жил ненавистный царь и вымещали свою злобу именно там.

Вот парочка фото с выставки, которые мне удалось переснять без бликов и искажений.

Раз. Парадная зала императорских покоев. Пух — от перин, которые разодрали штыками. Возможно, искали внутри ценности. Обратите внимание, что в личных покоях царской семьи висит известный шедевр Айвазовского. Т. е. он в принципе не был доступен для обзора не только широкой публики, но и сановников несколько ниже самого высшего уровня.

И два. Это уже именно жилая комната. Конечно, к моменту штурма там уже вряд ли кто жил (сами Романовы уже оказались в Тобольске), но это были императорские покои, и именно эти помещения искали штурмующие.

Часто, говоря о "погроме Зимнего", ссылаются вот на эту картину известного художника И. А. Владимирова, как на якобы исторический документ:

Но на самом деле это достаточно вольная фантазия "на тему". Дело в том, что Иван Владимиров был не просто чрезвычайно увлекающийся и эмоциональный человек (что простительно и понятно для творческой личности), но ещё и многократный перевертыш.

Вот, например, его призыв в апреле 1917-го снести все царские памятники, который он тиснул в "Петроградском листке":

Так с ним было и дальше. Октябрьский переворот он не принял и после победы большевиков некоторое время рисовал антисоветские картины — которые сейчас имеют большое хождение и популярны, как якобы "значимые исторические аргументы" — среди людей определенных убеждений. Однако осенью 1919-го И. А. Владимиров совершенно внезапно для его коллег перебегает на сторону красных (которые, по его мнению, берут верх над неудачливыми "белыми") и начинает рисовать картины противоположного направления, сохранив свой неподражаемый стиль. Затем он много лет славит Ленина-Сталина и Советскую власть в живописи и умирает в 1947-м в своей постели, маститым живописцем с многочисленными регалиями.
Вот такая история.

Вот ещё свидетельство эпохи: в Зимний пришли за "своими" реликвиями щирые украинцы — ссылаясь, очевидно, на этот декрет Наркомнаца. Их, понятно, им не выдали, они разобиделись и ворча, удалились — пообещав решить вопрос в их пользу.

А вот о чём я не знал — так это о том, что служители Зимнего Дворца имели собственную "имперскую" форму. Весьма солидную по стилю. Низшие чины носили один ряд орлов на обшлагах рукавов, средние — два:

А высшие чины Зимнего дворца носили большие орлы:

Затем идёт небольшой зал с выставкой революционной печати. Интересный, но я его почти не снимал.

Эротика начала 20-х:

Стиль той эпохи вообще очень узнаваем.

Плакатный стиль тоже. На фоне невзрачных плакатов белого движения эти, конечно же, производили на порядок более сильное впечатление.

Круглый зал тоже отдан под выставку книг и плакатов.

В целом, выставка сильная по содержанию. И оформлена на неплохом уровне.

Можно смело рекомендовать к посещению тем, кто любит реальную историю в документах и артефактах.

Источник: 1, 2

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...