< Апрель 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Паназиатизм вчера и сегодня

16 января 2013 года
Закладки

Паназиатизм — возникшее в Японии идейно-политическое течение, призывающее к единению, интеграции и гегемонии азиатских народов. В свою очередь азиатизм можно рассматривать, как способ позиционирования себя Японией по отношению к странам этого региона. Паназиатизм - более широкое понятие и означает скорее формирование некой общности азиатских стран в противовес Западу. В разные периоды истории азиатизм выступал "в духе доктрины Монро" ("Азия для азиатов"), "азиатского расизма", "цивилизационного азиатизма", "азиатизма справедливого правления". Рассмотрим истоки азиатизма. В течение последнего десятилетия XIX в. Восточная Азия стала ареной соревнования крупных держав. Соперничество за влияние в этом регионе велось между Японией, Великобританией, Германией и Россией. В этот период и происходило становление основ идеологии "азиатизма".

Идея азиатского единения и сотрудничества была дискредитирована военными конфликтами конца XIX в. и не была воплощена в качестве возможного варианта внешней политики правительства Мэйдзи, но она развивалась интеллектуалами и общественными деятелями. Например, лозунг "Азия едина" провозглашался искусствоведом Окакура Какудзо (Тэнсин). Вместе с Токутоми Итиро (Сохо) он во время и сразу после японско-китайской войны размышляли над проблемой будущей роли Японии в Азии, подчеркивая необходимость культивировать азиатский дух в противоположность доминированию Запада. Тэнсин указал на японскую способность к адаптации, которая была порождена и воспитана в азиатском культурном ареале. Поэтому, с его точки зрения, именно Азия и является источником вдохновения, и без Азии существование Японии невозможно. Тезис "Азия едина" Тэнсин обосновывал тем, что этот регион объединяет дух привязанности к Абсолютному и Универсальному, который присущ азиатской расе и преодолевает барьеры между китайской и индийской цивилизациями. С точки зрения Тэнсина - Азия есть единое целое, а источник достижений Японии усматривал в "азиатском духе". Тэнсин подчеркивал ощущение азиатского единства, которые обнаруживаются в родстве религии, искусства, философии.

Поэтому, с его точки зрения, японская миссия в Азии - это не установление контроля над ней, а стимуляция ее "пробуждения", "реконструкция Азии", под которой подразумевается прежде всего помощь в "пробуждении собственного Я" азиатских стран.

 Токутоми Итиро (Сохо) доказывал, что миссия Японии подобна миссии древних римлян. Сохо утверждал, что все дискуссии о справедливости и человеколюбии совершенно бессмысленны без достижения этого на практике, что невозможно без применения силы. Сохо принадлежала идея создания Pax Japonica для спасения Азии от "белого империализма". Он писал, что амбиции Японии вышли за пределы провинций и нации и стали распространяться на весь мир. Основатель Либеральной партии Восточной Азии Таруй Токити выступал за создание единого государства, поскольку ни одна страна в отдельности не была способна гарантированно оградить свою независимость от посягательств Запада. Поэтому условием выживания Восточной Азии представлялось создание большого, мощного государства способного противостоять натиску западных держав. Арао Сэй утверждал, что только благодаря экономическому объединению Японии и Китая обе страны могут добиться достижения идеала "богатая страна -сильная армия". Коноэ Ацумаро в 1898 г. организовал Восточно-Азиатскую культурную ассоциацию, задачами которой были сохранение целостности Китая, разделенного на сферы влияния западными державами, помощь в улучшении положения в Китае и Корее, изучение текущей обстановки в этих странах. Согласно Коноэ, великий долг Японии состоял в сохранении целостности Китая и поддержке Kopeи.

 В конце XX в., в связи с окончанием холодной войны, идеология паназиатизма вновь становится актуальной в виде "Восточноазиатского общего дома" (Харуки, 1990). Харуки пытался создать такую модель политического устройства Восточной Азии, которая бы реально обеспечивала выход региона из состояния постоянных боевых действий в течение 180 лет, отказа от разделения Корейского полуострова и решения территориального спора между Японией и Россией. До войны и во время войны японцы считали себя не столько частью Азии, сколько нацией, призванной цивилизовать ее. Япония психологически ощущала себя между Америкой и Азией. Миссия "освобождения Азии" содержала в себе противопоставление японской и азиатской идентичности.

 Сегодня японская экспансия в Азии это своего рода "культурный империализм", а не "империализм силы", как было в недавнем прошлом. Токио не без оснований рассчитывает на особую роль в формировании нового экономического порядка в Восточной Азии и пытается проникнуть в Центральную Азию. В 1997 г. премьер-министр Хасимото Рютаро представил обновленную концепцию японского видения международных отношений, центральным пунктом которой выступала задача воссоздать Великий шелковый путь, служивший некогда мостом между Японией и Западом. Стержневая роль в новом курсе отводилась центральноазиатским странам.  Развивая контакты с государствами Центральной Азии, Токио уделяет первоочередное внимание вопросам безопасности в связи с потенциальной угрозой со стороны Афганистана. Судя по всему, вместе с активизацией своего экономического присутствия в Центральной Азии, Япония стремится использовать политические методы для укрепления стабильности в регионе.

Япония уделяет особое внимание региону в связи с обеспокоенностью возможным увеличением китайского влияния, особенно выросшего на фоне усиления политической активности Шанхайской организации.

Япония также стала одним из инициаторов образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Сейчас в эту организацию входят 11 азиатских государств: Япония, Бруней, Китай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд; 4 американских: Канада, Мексика, США, Чили, а также Австралия, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея. В 1994 г. этими 18 странами подписана Декларация об образования до 2020 г. зоны свободной торговли и капиталовложений. По отношению к Центральной Азии Япония выдвигала следующие инициативы:

  • • 1993 г. - Инициатива по включению стран Центральной Азии в Организацию экономического сотрудничества и развития;
  • • 1997 г. - Евразийская дипломатия, предполагавшая активизацию экономического и политического сотрудничества между Японией, Россией и Центральной Азией. Три главных принципа: взаимная выгода, доверие и долгосрочная перспектива;
  • • 1998 г. - Программа действий по "Дипломатии Шелкового пути", направленная на поддержку демократических преобразований, содействие экономическим реформам, реконструкцию транспортной инфраструктуры и разведыванию природных ресурсов;
  • • 2004 г. - Инициатива "Центральная Азия плюс Япония" - проведение регулярных встреч на уровне глав министерств и ведомств для содействия сотрудничеству и региональному взаимодействию;
  • • 2006 г. - "Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности" - подход к ЦА с учетом долгосрочной перспективы, поддержка открытого регионального сотрудничества, поиск партнерства, основанного на общих универсальных ценностях.
 

Особенностью политики Японии, в отличие от США или стран ЕС, всегда являлась в первую очередь экономическая выгода и отсутствие ее жесткой привязки к идеологическим установкам во внешней политике. В январе 2002 г. в Сингапуре японский премьер-министр в своей речи сформулировал "доктрину Коидзуми". Она основана на идее расширения формата восточноазиатской интеграции, формирования сообщества, в центре которой будет находится Япония, страны АСЕАН, Китай, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. По Коидзуми региональное сотрудничество между восточноазиатскими странами должно осуществляться в интересах предотвращения регионального сепаратизма, с упором на интересы глобального экономического сотрудничества.

В декабре 2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый Восточноазиатский саммит, который внес крайне малый вклад в дело конкретизации идеи. В результате за рамками программы остались вопросы о задачах, содержании и формах интеграционных процессов. На пути к интеграции в Азии находятся следующие препятствия:

  • - разноплановые режимы в социально-политическом плане, входящие в различные военные союзы. 
  • - борьба за лидерство между Токио и Пекином.
  • - у США имеется позиция, связанная с опасениями установления китайского контроля над регионом.
  • - имеются территориальные споры между странами региона, например, между Японией и Китаем, а также Южной Кореей. 
  • - в Азии слишком многообразная картина культурно-религиозных традиций стран региона. 

В апреле 2006 г. Япония выступила с очередным крупномасштабным проектом, предложив инициировать с 2008 г. переговоры о создании многосторонней зоны свободной торговли с участием 16 стран, включая, кроме Японии, 10 стран-членов АСЕАН, а также Австралию, Новую Зеландию, Китай, Южную Корею и Индию, с прицелом завершить их уже к 2010 г. В случае реализации японской инициативы зона свободной торговли Восточной Азии станет крупнейшей в мире - ее население составит около половины мирового.

Немалое значение имеют попытки Токио глубокого внедрения демократических ценностей в менталитет народов региона.  Также Токио делает акцент на экономическом росте как предпосылке укрепления демократических ценностей в странах Азии.  Япония стала более уверенно участвовать в субсидировании экологических мероприятий в развивающихся странах Азии. В декабре 1997 г. на конференции в Киото Япония сыграла выдающуюся роль в выдвижении задач, связанных с преодолением последствий парникового эффекта в мире.  Можно прогнозировать усиление позиций Токио как посредника между Азией и Западным миром. Уникальность Японии состоит в том, что она, с одной стороны, принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, но географически и исторически она - часть Востока. Можно предвидеть постепенное возрастание доли азиатских стран в японских экономических контактах. Япония может с большими политическими выгодами использовать свою принадлежность к различным группам государств.

Усиление Японии в качестве мощной державы, способной взять на себя роль регионального лидера, в целом соответствует проводимой Соединенными Штатами политики поддержания "баланса сил".

В соответствии с которой Токио под контролем Вашингтона возьмет на себя роль экономического и военно-политического противовеса Китаю в АТР. Таким образом, в самом конце 90-х годов и, особенно, в годы нахождения у власти правительства Коидзуми, в Японии стал набирать силу интерес к Азии и азиатам – обновленный вариант азиатизма. Азия стала рассматриваться как привлекательный объект. Японцы, некогда полуизолированные от континента, а затем попавшие в зависимость от США, стали более остро осознавать важность Азии для их страны. И в первую очередь это отразилось на увеличении экономических связей Японии со странами Азиатского региона. Для России важно постоянно анализировать глубину проникновения Японии в Центральную Азию, чтобы с наибольшей эффективность контролировать экономические и политические процессы в зоне своего влияния.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...