< Декабрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подписка rss
Поиск Поиск
Формирование идеологии новой трансграничной партии — Интернационала грядущего человечества

06 декабря 2017 года
Закладки

Автор Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., проф., зам. главы Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина).

Доклад на научно-экспертной проектной сессии Центра Сулакшина и ПНТ "Новый Интернационал на платформе ПНТ: дорожная карта рождения и развития" (22 сентября 2017 г., Москва).

***

Когда создавался первый Интернационал в 1864 году, второй Интернационал в 1889 году, уже чувствовалось, что мир подходит к "тектоническим" сдвигам [1]. Дальше будет Первая мировая война, Революция в России и создание Коминтерна, организации, которая политически реализовывала глобальный проект альтернативного мироустройства.

Но и сегодня мир подходит к такого же рода сдвигам и кризисным проекциям.

Если мы проанализируем тот дискурс, который генерируется на уровне мировой элиты, мирового бенефициарита, то можно свестись к одной формуле: "Слишком много лишних людей". Основной ориентир — сокращение "лишних людей", воспринимаемых в качестве социальной обузы, увеличивающих самим фактом своего существования финансовые расходы. Введение ТНК новых роботизированных технологий, замещение машиной труда человека, актуализирует стремление олигархата сократить население. Средствами такого сокращения могут быть — пропаганда малодетности и бездетности, пропаганда гомосексуализма, гипертрофированная псевдоэмансипация женщин, распространение эпидемий, вооруженные конфликты, пандемии голода и др. По большому счету генерируется новая человеконенавистническая идеология (рис. 1).

Рис. 1. Новое человеконенавистничество

Сравнительно недавно показательное заявление сделал ректор НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов: "Доля неуспешных людей в России составляет 25–28%. Это люди, которые вносят нулевой или негативный вклад в ВВП, на которых общество тратит больше, чем от них получает"[2].

Итак, "лишние люди", которые вносят негативный вклад в ВВП. Логика рассуждений достаточно понятна. Это то, с чем мы сегодня сталкиваемся, и можно предположить к каким последствиям, в том числе политическим, такой дискурсивный тренд приведет. Мир вступил в фазу новой системной фашизации. Россия находится общем тренде, а по ряду проявлений, движется с опережением [3].

Мы говорим о грядущем нравственном возрождении России на началах справедливости. Но она сегодня достаточно сильно вмонтирована в мировую систему.

Сегодняшняя ситуация принципиально отличается от той, которая имела место сто лет назад, когда происходила Октябрьская революция. Она отличается тем, что сложилась единая мировая властная система. Управляющие институты этой системы обладают неограниченным финансовым ресурсом. О какой революции, в таком случае, можно сегодня вести речь, если установилась глобальная и тотальная власть мирового бенефециарита?

Что может сделать мировой бенефициариат, если в какой-то из стран действительно возникает перспектива социальной трансформации, угрожающей его интересам.

Во-первых, организовать финансовое подавление, ввиду неограниченности ввиду эмиссионного механизма ФРС денежных ресурсов. Может отключить революционного субъекта от каналов денежных поступлений, возможности для чего предоставляет единство и управляемость глобальной финансовой системой.

Во-вторых, осуществить силовое подавление, имея доминирование в военной силе и технологиях.

В-третьих, организовать информационное подавление, дезавуировать революционные субъекты, что позволяет гегемония в медиа-ресурсах.

В-четвертых, использовать для воздействия на революционные кадры инструменты персонального контроля. Сегодня создана единая тотальная система, при которой любая из персоналий находится, так или иначе, на крючке управляющих сил.

В-пятых, уничтожение революционной партии еще на стадии партогенеза. Никто при современном тотальном контроле не позволит подлинно революционной партии институционализироваться.

В-шестых, использовать тактику перехвата в случае, если действительно революционный сценарий получит определенную развертку. Возникает революционная волна, но дальше включаются ресурсы глобального управления, и сценарий меняется. Вместо сценария социальной революции реализуется, к примеру, сценарий революции цветной (рис. 2).

Рис. 2. Возможности блокирования революции со стороны мировой властной системы

Напомню рассуждения К.Маркса и последующие дискуссии о том, что революция, происходящая в одной стране, может запросто переродиться, если будет оставаться внешнее буржуазное окружение [4].

Существует глобальная система, в которую встроена любая страна современного мира. Предположим (такие сценарии исторически известны), что осуществляется национально-освободительная, антиколониальная революция в какой-либо из стран. Но эта страна встроена во внешний мир, с которым она связана технологически, экономически, финансово, культурно. Эти связи становятся со временем доминирующим фактором. Вместо прежнего колониализма выстраивается-де-факто система неоколониализма. Революция перерождается. Старая колониальная система восстанавливается заново под новыми вывесками. Такого рода примеров перерождений национально-освободительных революций предостаточно.

Мы знаем и другой пример по опыту истории СССР. Происходит социальная антибуржуазная революция. Первоначально, находясь во враждебном окружении, Советский Союз создавал собственную альтернативную систему, находящуюся в достаточной изолированности от внешнего буржуазного мира. Постепенно изоляция снимается и СССР встраивается в систему мировых связей. Дальше принимаются идеи конвергенции. Считавшиеся прежде буржуазными институты и нормы проникают в жизнь советского общества. Страна перерождается, революционный дух сходит на нет. Буржуазное перерождение, которого так боялись первые поколения революционеров, становится реальностью. СССР перестает существовать. Важнейшим фактором поражения советского проекта оказывается встраивание в систему глобального мира (рис. 3).

Рис. 3. Перерождение революции запрограммировано

В дискурсе марксистской теории много внимания уделялось вопросу о возможностях построения социализма в одной стране. Считается, что И.В.Сталин внес положение о построении социализма в одной стране в противоречие с классическим марксизмом. В действительности он говорил о построении социализма в СССР с определенной оговоркой в отношении угроз, исходящих от внешнего капиталистического мира.

Приведем целиком высказывание И.В.Сталина по существу данной проблемы, данное за год до начала Мировой войны: "Выходит, что вопрос этот содержит две различные проблемы: а) проблему внутренних отношений нашей страны, то есть проблему преодоления своей буржуазии и построения полного социализма, и б) проблему внешних отношений нашей страны, то есть проблему полного обеспечения нашей страны от опасностей военной интервенции и реставрации. Первая проблема уже разрешена нами, так как наша буржуазия уже ликвидирована и социализм уже построен в основном. Это называется у нас победой социализма, или, точнее, победой социалистического строительства в одной стране. Мы могли бы сказать, что эта победа является окончательной, если бы наша страна находилась на острове и если бы вокруг нее не было множества других, капиталистических стран. Но так как мы живем не на острове, а „в системе государств“, значительная часть которых враждебно относится к стране социализма, создавая опасность интервенции и реставрации, то мы говорим открыто и честно, что победа социализма в нашей стране не является еще окончательной. Но из этого следует, что вторая проблема пока не разрешена и ее придется еще разрешить. Более того: вторую проблему невозможно разрешить в том же порядке, в каком разрешили первую проблему, то есть путем лишь собственных усилий нашей страны. Вторую проблему можно разрешить лишь в порядке соединения серьезных усилий международного пролетариата с еще более серьезными усилиями всего нашего советского народа. Нужно усилить и укрепить интернациональные пролетарские связи рабочего класса СССР с рабочим классом буржуазных стран; нужно организовать политическую помощь рабочего класса буржуазных стран рабочему классу нашей страны на случай военного нападения на нашу страну, равно как организовать всяческую помощь рабочего класса нашей страны рабочему классу буржуазных стран; нужно всемерно усилить и укрепить нашу Красную Армию, Красный Флот, Красную Авиацию, Осоавиахим. Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая случайность и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох…"[5].

Понятие "мировая революция" не использовалось. Но как иначе было понимать тезис о соединении усилий международного пролетариата с усилиями советского народа? В дальнейшем предостережения основоположников советского проекта об угрозах интеграции с буржуазным миром оказались преданы забвению. Это стоило не только провала революционного проекта, но и гибели государства. Вопрос о "коммунистической мировой революции" применительно к современному политическому контексту предстает как попытка "перевода стрелок", перенос обвинения с себя на другого. Мир сегодня сотрясает череда "цветных революций". Внешнее управление современным революционным процессом и его геополитическая выраженность очевидны. США, получается имеет право делать то, что применительно к большевикам рассматривается в качестве заговора против человечества. Одним, получается, можно осуществлять проекты переустройства мира, другим такие проекты на своей ценностной платформе через глобальную борьбу за умы и сердца осуществлять нельзя. И именно такую борьбу в столкновении мировых проектов должен вести Интернационал грядущего человечества [6].

Когда-то исторически революции могли осуществляться в масштабах национального государства. Связи с внешним миром на тот период еще не играли определяющей роли, и это было возможно. Далее расширяющиеся связи приводят к формированию геоэкономических мир-систем, и соответственно, расширяется масштаб революций. На настоящее время создать отдельные островки или зоны системной трансформации становится все более проблематично. Создана единая мировая система, и, соответственно, вопрос стоит о революции масштабе мира (рис. 4). Для таких трансформаций нужна и соответствующая трансграничная организация.

Рис. 4. Революции в инверсии систем

Сегодня Россия, как и любая другая страна, встроена, вмонтирована в современный мир. Существует финансовая, экономическая, технологическая, информационная, научно-образовательная и культурная встроенность стран мира в единую глобальную систему. Революция при встроенности в антиреволюционную систему обречена на перерождение. Речь поэтому может идти либо о мировой системной трансформации (план К.Маркса), либо о создании альтернативной мир-системы, разрыве пуповины, соединяющей революционную страну с внешним миром (план В. И. Ленина). Для этого и должно наличествовать преобразующее мир движение, новый Интернационал, Интернационал грядущего человечества (рис. 5).

Рис. 5. Проблема встроенности в мировую систему

Итак, для осуществления системного преобразования нужна политическая сила, каковой выступает партия. Соответствующие партии в преобразованиях прошлого обеспечивали осуществление национальной трансформации. Но кто должен взять на себя роль революционных партий при постановке задачи трансформации в мировом масштабе. Эту роль может и должен взять на себя "Интернационал". В действительности мы можем говорить об Интернационале как тоже о партии, но партии трансграничной. В этом отношении "Интернационал" представляет собой особый тип политических партий. Классические политические партии соответствовали миру национальных государств XIX и отчасти ХХ века. Для эпохи глобализации нужны, соответственно, и партии, ведущие борьбу в глобальных масштабах.

Сегодня, поскольку создана единая мировая система, вопрос о глобальной трансформации заключается в создании именно трансграничной партии. Именно Интернационал и представляет версию такой трансграничной партии. Мировая система едина. Национальные системы встроены в глобальную и жизненно зависят от нее. Нравится нам это или не нравится, но это так. Поэтому, соответственно, и преобразование системы может вестись только в глобальном плане, поскольку национальных самодостаточных систем по факту тривиально уже не существует (рис. 6).

Рис. 6. Трансграничные партии в мировой истории

Если мы говорим о дорожной карте Интернационала как трансграничной партии, то должны быть учтены при его создании все основные этапы любого партогенеза. Таких этапов три. Первый этап — это формирование идеологии. Второй — пропаганда среди широких масс, просвещение. На первом этапе определяется идеология партии, на втором ведется борьба за умы и сердца, умножается благодаря активной просветительской работе число сторонников. На третьем этапе успешная партия приходит к власти и осуществляет уже, будучи властной партией, соответствующие преобразования [7].

Таким образом, на первом исходном этапе, конечно, и это принципиальный вопрос — идентификация идеологии Интернационала. Необходимо определиться с какой идейной повесткой Интернационал, как трансграничная партия, обращается к человечеству. Целесообразно в этом отношении обратиться к опыту христианства. Возникнув первоначально, как небольшие анклавы маргиналов, они христианские общины со временем покрывают своей сетью всю Римскую империю. Христиане артикулируют новую альтернативную парадигму жизнеустройства, новую систему ценностей. Разложение Римской империи рассматривалось во все времена как классика системной деградации. И, действительно, когда Рим сгнил, Римская империя выхолостила свои жизненные потенциалы, в сухом остатке осталось только та система альтернативного жизнеустройства, которую выстраивали христиане. Христианская общность и была фактически первой трансграничной организацией. В этом отношении христианство и было опытом исторически первого Интернационала [8].

Более того, еще в словарях иностранных слов 1920-х годов издания, в отношении слова "Интернационал" предлагалось две версии: Интернационал на социалистической и коммунистической платформе, и Интернационал как католическая организация. Существовал, таким образом, и "Интернационал" в качестве христианской трансграничной организации — не как аналог, а реальная структура с соответствующим названием. И, по-видимому, когда в 1864 году создавался первый пролетарский Интернационал перекличка с христианским "Интернационалом" была прямой.

О том же свидетельствует и опыт ислама. Исламская общность создавалась также как трансграничная организация, по большому счету, как трансграничный "Интернационал". Хронологически после христианского Интернационала, вторым был исламский Интернационал [9](рис. 7).

Рис. 7. Мировые религии — первые трансграничные партии

Сегодня существует, в действительности, большое количество различных интернационалов.

Интернационалы возникали на платформах социалистической идеологии, либеральной идеологии. Имелись попытки даже создания трансграничной организации на условно фашисткой идеологии, хотя, вроде бы, идеи фашизма и трансграничного объединения народов противоположны.

По сей день существует Социнтерн, куда входит, в частности, "Справедливая Россия"[10]. По сей день функционируют троцкистские организации — четвертый Интернационал в нескольких организационных версиях, спорящих друг с другом о легитимности [11]. При участии Уго Чавеса инициировалось движение за пятый Интернационал [12]. С 1947 года действует либеральный Интернационал [13]. Есть центристский демократический интернационал с апелляцией к единой модели христианской демократии. Членом этого Интернационала является, в частности, "Единая Россия" 14. Интернационалов, таким образом, много (рис. 8).

Рис. 8. Исторические версии "Интернационала"

Возникает вопрос: а чем новый Интернационал будет отличаться от всех этих многочисленных интернационалов идеологически? Не будет ли это еще одна версия антиглобалистской или альтерглобалистской трансграничной организации в общем ряду с другими?

Прежде чем ответить на этот вопрос, целесообразно обратиться к историческому опыту всех предшествующих интернационалов и, прежде всего, к опыту Коминтерна. Этот опыт может быть структурирован в рамках "дорожной карты" нового Интернационала. Достаточно в этом отношении обратиться к структуре Коминтерна и обратить внимание насколько она была функционально разветвленной. Помимо секций по странам (каждая секция она же и национальная коммунистическая партия), существовали и входящие в Коминтерн различные коллективные объединения. Одно из них — Международная организация помощи революционерам. Понятно, что революционерам, стоящим на платформе Коминтерн, требовалась помощь, в том числе и помощь финансовая. Близкие функции имело объединение Международная рабочая помощь. Когда рабочие организовывали забастовки, другие акции протеста, требовались, в честности, различные кассы взаимопомощи.

Существовали и профсоюзные организации — Интернационал профсоюзов, Крестьянский интернационал. В структуру Коминтерна входил Спортинтерн. Создавалось свое спортивное движение по странам как альтернатива движению "буржуазных олимпиад". Другие коллективные объединения в Коминтерн — Международный женский секретариат; Международное объединение революционных писателей; Международное объединение революционных театров; Коммунистический Интернационал молодежи. Кроме этого — журналы Коминтерна; непосредственно подчиненные ему учебные заведения — Международная ленинская школа, Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Коммунистический университет трудящихся Востока; исследовательские структуры — Статистико-информационный институт, Международный аграрный институт. И это далеко не все. Уже сам перечень структурных подразделений Коминтерна свидетельствует о масштабах его деятельности. Отсюда-то и результаты. Практически полмира за короткий исторически оказалось под знаменами коммунизма (рис. 9)[15].

Рис. 9. Структура Коминтерна

В результате выдвижения глобального коминтерновского проекта произошло то, что Иммануил Валлерстайн считает возможным только в исключительных случаях — изменение мир-системы. Все другие великие свершения истории, включая и революции действовали иначе — ускоряя, или затормаживая уже и без того развертывавшиеся исторические процессы.

Российская Революция меняла саму парадигму развития мира. В этом она отличается от Великой Французской революции, явившейся логическим завершением процесса распада феодального мира. А вот, как оценивает значение Российской Революции сам основоположник мир-системного анализа. "Послание русской революции, — пишет Валлерстайн, — различным образом повлияло на мир сильных государств, который мы будем называть панъевропейским, и на мир неевропейский. В ретроспективе едва ли можно сомневаться, что угроза перехода рабочего класса на более воинственные позиции заставила правящие классы сильных государств реагировать быстро и умно. В результате социальный пакет, способный удовлетворить трудящихся в панъевропейских странах, сильно увеличился… Но какое бы значение не имел этот результат, он бледнеет по сравнению с влиянием русской революции на неевропейский мир"[16]. В пробуждение Востока, ревизии системы западноцентризма, видит он главный исторический итог, произошедшей благодаря Октябрю 1917 года мир-системной трансформации. По большому счету национально-освободительная борьба и распад колониальных империй, определивших содержание двадцатого века, явились историческим следствием выдвижения коминтерновского проекта.

Мир стоит на пороге формирования новых трансграничных партийно-политических структур, с новой идеологией. Различные антиглобалитские и альтерглобалистские структуры кристаллизуются в сети.

Проявлением запроса на новый Интернационал стала начавшаяся в США и распространившаяся на ряд стран западного мира акция "Захвати Уолл-Стрит". Демонстранты выходили на улицы с коммунистическими лозунгами и портретами Карла Маркса. Манифестующие выступали против власти мировой финансовой элиты. Акция стала сенсацией, поскольку, во-первых, показала живучесть социалистической идеи; во-вторых, наличие скоординированности в действиях сторонников этой идеи в разных странах мира; в-третьих, наличие скрываемого за лакированной версией описания действительности СМИ недовольного существующей системой жизнеустройства большинства [17]. Впечатляет та скорость, с которой акция распространилась в режиме флешмобов по планете, охватив в итоге 87 стран. Никогда ничего подобного в таком масштабе не было. В этом отношении акцию 2011 года можно рассматривать как репетицию более политически серьезного действия (рис. 10).

Рис. 10. Левое движение в современном мире

Запрос на создание трансграничных организаций иллюстрирует с другой стороны масштабы и скорость распространения джихадистских версий ислама. Вариантом трасграничной структуры выступает, в частности, ИГИЛ. У ИГИЛ не было бы шансов на успех, не обладай он популярностью среди значительных сегментов мусульманской (и, как выясняется, не только мусульманской) молодежи. Сам этот факт говорит о том, что существующая модель мира с его системой ценностей вызывает все большее отвращение. И молодежь находит выход в таких извращенных формах идеологии как джихадизм. Но это означает, что на выдвижение альтернативной существующей системе мироустройства идеологии существует большой мировой общественный запрос [18](рис. 11).

Рис. 11. ИГИЛ — трансграничная структура

Да и Коминтерн не умер целиком. Одним из его структурных осколков явилась, в частности, Всемирная Федерация демократической молодежи. Именно эта организация, как известно, выступает организатором Фестивалей молодежи и студентов.

Во время войны И.В.Сталин распускает не только Коминтерн, но и аффилированный с ним Коммунистический интернационал молодежи. Однако начало "холодной войны" заставляет воссоздать коминтерновские инфраструктуры. В 1947 году было создано взамен Коминтерна Коминформбюро. Молодежным его крылом стала взамен Коммунистического Интернационала молодежи Всемирная Федерация демократической молодежи. Коминформбюро было распущенно в 1956 году Н.С.Хрущевым, ведшим борьбу со сталинским наследием во всех сферах. Однако Всемирную Федерацию демократической молодежи упразднять в преддверии предстоящего в Москве Фестиваля молодежи и студентов не стали.

ВФДМ не только существует и поныне, но и сохранила коминтерновские идеи. Фестиваль молодежи и студентов в Российской Федерации обнаружил резкий диссонанс позиции ВФДМ и позиции современной России. "Беда в том, — комментирует разразившийся вокруг Фестиваля скандал левый публицист Борис Кагарлицкий, — что изначально ВФДМ и Кремлю были нужны два совершенно разных фестиваля. Первому — традиционно левый, как это и было все предыдущие годы, а российским властям был нужен этакий международный „полуселигер“, прославляющий консервативные традиции, которые сейчас в России в почете… По факту наши чиновники саботировали все договоренности. И проблема тут даже не в злом умысле, а в том, что они в принципе ничего другого, кроме Большого Селигера, не могут сделать. Это как потребовать от кенгуру, чтобы она летала. При всем желании будет только прыгать. И при каждом прыжке будет говорить: видите, я же летаю. Это и есть поведение российских властей"[19].

Что из себя представляет идеология ВФДМ можно понять из текста принятой Генеральным советом организации в апреле 2015 года Декларации. "Сегодня, заявляется в Декларации, — глубокий капиталистический экономический кризис обострил противоречия между империалистами, происходят потрясения в рамках самой системы империализма, идет борьба между монополиями за перераспределение рынков, природных ресурсов, борьба за пути транспортировки энергоресурсов и сырья — в результате этого подвергается воздействию весь мир. В каждом капиталистическом государстве борьба ведется между двумя силами. С одной стороны, находятся империалисты, которые пытаются накопить богатство на руинах, которые сами же они и создают, а также пытаются контролировать природные ресурсы, товарные рынки и экономические зоны, которые находятся под влиянием соответствующих монополий. А с другой стороны — молодежь и борющиеся за свои интересы народы, а также силы, которые их поддерживают. Народы мира сегодня являются свидетелями последствий финансового кризиса системы капитала, регенерирующего фашизм, гражданские конфликты и империалистические войны по всей планете. Все это находит отражение в политических и военных интервенциях в ряде стран, а также в росте числа фашистских группировок. Все это также сопровождается и антикоммунистической пропагандой, которая, среди прочих, содействует распространению ненаучной и реакционной теории, стремящейся приравнять коммунизм к фашизму, а также пытается оправдать капиталистическую систему, неотъемлемым атрибутом которой является фашистская теория, а также фальсификация исторической правды, особенно в отношении ключевой роли, которую СССР сыграл в Победе народов над фашизмом.

В это же самое время, во многих странах народ и особенно молодежь подвергаются агрессивным атакам проводимой властями политики, способствующей усилению эксплуатации, безработице, обнищанию и сокращению бюджетных расходов на социальную сферу. Продолжается губительная приватизация, происходит урезание зарплат и пенсий, в то время как трудящиеся лишаются социальных гарантий и права на достойный труд. Более того, право на здравоохранение и право на образование становятся привилегиями, поскольку классовые различия и барьеры усугубляются повсеместно.

Тем не менее, в этот период истории, в условиях ухудшения капиталистического кризиса, для каждого очевидно, что мы обязаны продолжать борьбу, которая сможет указать выход из этой ситуации. Массированная борьба против империалистических планов нам нужна, чтобы идти рука об руку с организованной борьбой за устранение причин, порождающих войны, фашизм и антинародные меры, с борьбой за свержение империализма как системы. Всемирная федерация демократической молодежи всегда была одной из арен, где антиимпериалистическое молодежное движение мира может вести свою борьбу за лучший мир. Это арена, на которой молодежь отстаивает свою идеологию, свои мысли и потребности, ведет борьбу за лучшее будущее. Будущее, свободное от угнетения и эксплуатации, приватизации, войн, смертей, мер жесткой экономии, оккупаций и фашизма"[20].

Сам замысел проведения Фестиваля 2017 года в России определялся изначально в повестке ВФДМ столетием Октябрьской революции. "Мне кажется, — пояснял эту позицию Генеральный секретарь Всемирной Федерации демократической молодежи Хосе Ангель Маури-Де Торо, — очень актуально то, что проведение Фестиваля приурочено к 100-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. Он пройдет под лозунгом антиимпериалистической, антифашистской и антиколониальной борьбы. Сейчас самое время собрать вместе тех, за кем будущее наших государств, и кто выступает за жизнь в мире и солидарности"[21]. В ВФДМ не учли, что современный российский политический режим не только не разделяет идеалов Великого Октября, но и находится по отношению к ним в жесткой конфронтации. Но для формирования нового Интернационала, такие организации как Всемирная Федерация демократической молодежи, безусловно, могут рассматриваться в качестве новых союзников. Идеологические положения ВФДМ — антиимпериализм, антифашизм, антиколониализм — все это должно присутствовать в качестве базовых компонент и идеологии нового Интернационала (рис. 12).

Рис. 12. Ключевой исторический вопрос 2017 года — вопрос об оценке Великой Октябрьской Социалистической Революции

Речь сегодня идет не просто об идеологии Интернационала, но об идеологии Интернационала как российского мессианского послания миру. От России по-прежнему ждут нового слова, адресованного всему человечеству. Россию по-прежнему воспринимают не просто как геополитического актора, но генератора идей и смыслов. Вопрос состоит в том, с какой смысловой повесткой обратиться Россия к человечеству (рис. 13).

Рис. 13. Россия как генератор больших смыслов

Недавно мир был эпатирован столкновениями в Соединенных Штатах Америки по отношению к памятникам конфедератам. Для нас в этих внутриамериканских столкновениях представляет интерес отношение конфликтующих сторон к России. Американские расисты среди прочих лозунгов использовали и такие, как: "Россия — наш союзник". Ричард Спенсер — лидер супрематистов — сторонник концепта превосходства белой расы, заявляет, что единственная сейчас страна, в которой у власти находятся белые — это Россия [22]. Среди сторонников современной политики России фигурируют также европейские ультраправые партии: австрийская "Свобода"; болгарская "Атака"; бельгийский "Фламандский интерес"; "Британская национальная партия"; венгерская "За лучшую Венгрию"; германские "Национал-демократическая партия Германии" и "Альтернатива для Германии"; греческая "Золотая Заря"; испанская "Национальная демократия"; итальянские "Лига Севера", "Новая сила"; "Сербская радикальная партия"; польская "Смена"; словацкая "Народная партия — Наша Словакия"; французский "Национальный фронт"; чешская "Рабочая партия социальной справедливости" и другие. Все это исключительно партии, придерживающиеся идеологии национализма. Специфическая честь стать кумирней мирового национализма. Помимо симпатий предпринимаются уже и практические шаги выстраивание консолидированного националистического движения вокруг России. Большинство перечисленных выше партий прислали своих представителей на крупнейший международный съезд националистов, состоявшийся в 2015 году в Санкт-Петербурге [23]. Характерно, что при любви к современной России, европейские националисты крайне враждебно относятся к СССР, связанной с ним коммунистической идеологии, к советской исторической России. Приходит понимание, что это не любовь к стране, не русофилия, а практическая ставка на Россию в ее функции стать кулаком против наступающего с юга мира ислама. Националистические любители России "дружественно" подталкивают ее к цивилизационной войне. И еще не ясно, кто несет большей ей вред — враждебно настроенные либералы или симпатизирующие националисты (рис. 14).

Рис. 14. Партии-симпатизанты современной России в Европе

Позиция аттрактора сил националистов в мире противоположна интересам и цивилизационно-ценностным накоплениям самой России. Не может Россия и выйти с идеологией ультралевой платформы, ставящей также крест на русской цивилизационной идентичности. Ни космополитизм, ни национализм для идеологии нового Интернационала не пригодны.

В отношении дихотомии "левых/правых" в перспективе формирования идеологии нового Интернационала требуются некоторые уточнения. По сей день в учебниках по политологии присутствует деление, пришедшее с XVIII века из Франции деления на "левый" и "правый" лагерь политических сил. Но ведь сегодня, говоря о новой идеологии, новом Интернационале, взять следует то, что традиционно относится и к "левому" полюсу, и то, что традиционно относиться к полюсу "правому". Нужен идеологический синтез. Из левого идеологического арсенала следует взять идеи народовластия, равенства, человеческого достоинства, справедливости, прогресса, свободы. С "правого" полюса идеологии — традиции, цивилизационную идентичность, национальное государство, семью, патриотизм, безопасность. Это идеологическое строительство должно пре одолеть существующие политологические стереотипы (рис. 15).

Рис. 15. Лево-правый синтез

Запрос на выдвижение такой идеологии возникает не впервые.

Почему И.В.Сталин вдруг пошел на роспуск в 1943 году Коминтерна? Потому что для строительства с опорой на русскую цивилизационную идентичную основу та идеология, которую нес до этого Коминтерн, не вполне подходила. А что же, собственно, не подходило? Помимо конфронтации с другими государствами, были также — антирелигиозная позиция коминтерновцев, отношение к семье как к буржуазному институту, негативное отношение к национальным традициям и национальной памяти, радикальное неприятие частных форм трудовой деятельности. Левацкая идеология Коминтерна тогда уже не работала и с ней победа во Второй мировой войне была вряд ли возможна. Новую трансграничную идеологическую структуру Коминформбюро И.В.Сталин создает уже на другой ценностной платформе [24]. "Ультралевая" идея была неприемлема в реалиях государственного строительства с опорой на цивилизационную идентичную традицию.

Необходимо было взять компоненты, соотносимые с правым идеологическим флангом. И в этом синтезе проявлялся реальный государствогенез (рис. 16).

Рис. 16. Почему Сталин распустил Коминтерн?

Методологически основу для формирования идеологии синтеза составляет представляемый в работах Центра научной политической мысли и идеологии реостатный подход. Никогда ведь не было капитализма в 100-процентном выражении, также, как и не было 100-процентно выраженного социализма. В действительности реальные системы выстраивались в тех или иных соотношениях. Никогда не существовало 100% огосударствления, как никогда не было установлено 100% рыночных. Соответственно, вопрос о реальных пропорциях, определяемых цивилизационной спецификой стран, и должен оказаться в центре нового идеологического строительства.

Чем же все-таки новый Интернационал будет принципиально отличаться от всех других интернационалов, либеральных и социалистических? В формировании его идеологии должны быть представлены ценностные компоненты разных идеологических платформ. Из социалистической идеологии — это солидаризм, коллективизм, равенство, справедливость, труд. Но есть и то, что может быть заимствовано от либеральной идеологии. Это политические права и свободы человека. Когда они берутся в отрыве от других ценностей, как в либерализме, то приводят к деформации общественных систем. В пакете же с другими ценностями права и свободы человека оказываются фактором нравственного развития. От традиционалистской идеологии должны быть взяты ценности традиционных религий, цивилизационная и национальная идентичность, историческая память.

Критерий отбора ценностей определяется общей философией развития как движению человека к максимальному раскрытию его потенциалов. Вместо реалий расчеловечивания человека — очеловечивание человека. Это и есть критерий отбора ценностей для идеологии нового Интернационала (рис. 17).

Рис. 17. Принципы идеологического конструирования Интернационала грядущего человечества

Если предыдущие версии Интернационала (первый, второй, третий, тем более четвертый) по большому счету отрицали национальную и цивилизационную идентичности, для нового Интернационала ценности цивилизационной идентичности должны иметь парадигмальный характер. Человечество в версии нового Интернационала представляет собой не унифицированную общность, а "мир миров", единство в высших ценностях, при своеобразии в формах организации общественной жизни.

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лебедев Н.К. К истории Интернационала. Этапы международного объединения трудящихся. М., 2010.

[2] Шамина О. Ректор ВШЭ: четверть россиян — "неуспешные" люди // http://www.bbc.com/russian/features-41206732

[3] Багдасарян В.Э., Сулакшин С. С. Современный фашизм: новые облики и проявления. М.: Наука и политика, 2017.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 4. М.: Политиздат, 1955. С. 419–459; Маркс К. Буржуазия и контрреволюция // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 6. М.: Политиздат, 1957. С. 109–134; Красин Ю. А. Революцией устрашенные: критический очерк буржуазных концепций социальной революции. М.: Политиздат, 1975.

[5] Сталин И. В. Ответ товарищу Иванову, Ивану Филипповичу // Сталин И. В. Cочинения. Т. 14. М.: Издательство "Писатель", 1997. С. 244–246.

[6] Багдасарян В. Э. Мир под прицелом революции. СПб.: Питер, 2017.

[7] Багдасарян В.Э., Сулакшин С. С. Властная идейная трансформация: Исторический опыт и типология. М.: Научный эксперт, 2011.

[8] Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1978.

[9] Коротаев А.В., Клименко В.В., Прусаков Д. Б. Возникновение ислама: Социально-экологический и политико-антропологический контекст. М.: ОГИ, 2007.

[10] http://www.socialistinternational.org/

[11] http://www.internationalviewpoint.org/; http://www.socialistworld.net/; https://www.marxist.com/; http://www.wsws.org/ru/

[12] https://www.telesurtv.net/; http://www.fifthinternational.org/

[13] https://liberal-international.org/

[14] https://idc-cdi.com/

[15] Адибеков Г.М., Шахназарова Э.Н., Шириня К. К. Организационная структура Коминтерна. 1919–1943. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.

[16] Парадокс Валлерстайна // http://yablor.ru/blogs/paradoks-vallerstayna/2716367

[17] https://occupywallst.org/

[18] Вайс М., Хасан Х. Исламское государство: Армия террора. М.: Альпина нон-фикшн, 2016; Кемаль А. ИГИЛ. Зловещая тень халифата. М.: Алгоритм, 2015.

[19] Маетная Е. "Ситуация идет вразнос" // https://www.svoboda.org/a/28789654.html

[20] https://kprf.ru/party-live/opinion/141750.html

[21] Генеральный секретарь Всемирной Федерации демократической молодежи Хосе Ангель Маури-Де Торо: "Фестиваль молодежи и студентов 2017 года будет особенным!" // http://youthrussia.ru/news/generalnyj-sekretar-vsemirnoj-federacii-demokraticheskoj-molodezhi-xose-angel-mauri-de-toro-festival-molodezhi-i-studentov-2017-goda-budet-osobennym

[22] Мичел К. Как Россия обошла Германию, став расистским идеалом для шовинистов-поклонников Трампа // http://inosmi.ru/social/20161223/238439809.html

[23] http://rusjev.net/2015/03/22/kak-rossiyskie-vlasti-organizovali-krupneyshiy-mezhdunarodnyiy-sezd-fashistov-v-pitere/

[24] Маккензи К. Коминтерн и мировая революция. 1919–1943. М.: Центрполиграф, 2008.

***

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...