< Январь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Спортивные итоги и не только: "движение вверх" СССР и движение России вниз

05 января 2018 года
Закладки

"Движение вверх" шагает по России, а российская молодёжная сборная возвращается с чемпионата мира по хоккею ни с чем. Изысканный "прагматизм": искать вдохновение в успехах советского спорта и ставить памятники разрушителям советской страны.

Автор Михаил Васильевич Демурин — политический аналитик, публицист, общественный деятель. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса.

***

Проигрыш российской молодёжной сборной американцам в четвертьфинале чемпионата мира по хоккею на фоне мощнейшей пиар-кампании, раскручиваемой вокруг художественного фильма "Движение вверх", — совпадение слишком очевидное, чтобы не обратить на него внимания. Особенно памятуя, что не так давно мы все вместе восторгались вдохновляющей "Легендой №17".

Фильм о победе советского спорта, причём о победе советских баскетболистов над баскетболистами американскими — это хорошо. Правда, уже второй раз (смотри "Легенду") наши побеждают, несмотря на то, что им активно мешают советские спортивные чиновники. Российские чиновники спортсменам только помогают, но побед становится всё меньше и меньше, а скандалов вокруг спортивной сферы — всё больше.

Успех советской баскетбольной сборной на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене создатели "Движения вверх" пытаются преподать нам как результат, достигнутый стараниями одного тренера, собравшего и сплотившего особенную команду. Сам же этот результат проецируется на день сегодняшний, причём не столько даже в спортивной (здесь, как мы видим, не особенно получается), а в политической области. Мол, "никто, кроме тренера, не верил, что мы можем выиграть, даже мы сами, а он нас вытащил" — так будет и в нынешнем политическом противостоянии с США.

Владимир Машков в роли тренера сборной СССР по баскетболу. Цитата из к/ф "Движение вверх". Реж. Антон Мегердичев. 2017. Россия

Да, роль тренера велика, но любой тренер, будь-то тренер спортивный или "тренер" политический, работает в конкретных общественно-политических обстоятельствах. Кто или что всё-таки вдохновило наших баскетболистов на победу над американцами?

Только ли тренер? Или какой-то фильм о "победном опыте прошлого" (в одной из посвященных "Движению вверх" статей увидел его сравнение с "Александром Невским" Сергея Эйзенштейна)? Или воспитанное в них с детства чувство патриотизма? Или победа их товарищей — советских хоккеистов над канадцами, состоявшаяся неделей раньше в первом же матче известной "Суперсерии"? Всё это в фильме отодвинуто на второй план. Но факт остаётся фактом: речь идёт о времени наибольшего могущества СССР; это советский тренер тогда воспитал и сплотил советских спортсменов, а у советских людей в то время была иная по сравнению с той, что превалирует сегодня, мотивация, иная шкала ценностей, иной тип взаимоотношений… Сегодня за редким исключением всё советское подвержено уничижительной критике.

И Октябрьской революции "лучше бы не было", и страна под названием СССР была построена на преступлениях, и в обществе якобы на каждом шагу присутствовали ложь и социальное неравенство… Правда, Победа 1945 года, покорение космоса, выдающиеся наука и военная техника, освоенные природные богатства и построенные трубопроводы, балет, спорт, другие выигрышные с точки зрения практической ценности и престижности достижения — это давай сюда, этому критики Советов применение находят. Причём с удовольствием. А вот "совковость", жертвы, прочие "неудобные" вещи — за них пусть те правители отвечают.

Тренер и игроки сборной СССР по хоккею. Цитата из к/ф "Легенда №17". Реж. Николай Лебедев. 2012. Россия

Не надо поэтому выдавать создателей фильмов типа "Движение вверх" или "Легенда №17" за неких чуть ли не партизан, героически действующих в условиях либерально-прозападной действительности. Всем понятно, с чьей подачи и с какими целями эти фильмы снимались. К тому же прозападные либералы — это маргинальный сегмент современного российского общества, если брать его целиком, а не в виде столичной тусовки. Снимать подобные фильмы, причём не один раз в пять лет, а как минимум пять хороших спортивных или производственных драм в год — это не геройство и даже не нечто особенное. Это обязанность и самих кинематографистов, и соответствующих госструктур. Другая обязанность — освобождать эти ленты от соседства с грязными поделками, искажающими достойное прошлое нашей страны.

Одними рассказами о "сильных тренерах" советские победы не объяснить, а новые не подготовить. Если хочется побед такого, как в эпоху СССР, а лучше и более высокого уровня, а без них России не выжить, надо возвращать главное, ради чего та система создавалась и чем она жила: социальную справедливость и политическую сплочённость, свой культурно-исторический проект.

Искать вдохновение в успехах советского спорта и, шире, — в победах СССР самого различного свойства и одновременно ставить памятники людям, которые целью своей жизни сделали разрушение советской страны, — это вне рамок моего понимания порядочности. Наверное, какой-то особенно изысканный "прагматизм".

Михаил Демурин

Источник

***

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Кто и почему "боялся" и боится СССР? Несколько вопросов и ответов по поводу советской эпохи

Война идентичностей (часть I , часть II)

Минус спорт

Итоги 2017 года. Идеология и внутриполитический процесс

Россия без советского прошлого

Революция, "Стена скорби" и антисоветизм

Гражданская война в России и фактор Запада

Тревожные тенденции

Доска Маннергейма. Послесловие

Для кого перекрашивают символ Победы — мавзолей Ленина?

Спортсменом можешь ты не быть. "Нейтральный флаг" приучает к безродности

Ответ России на решение МОК — чего мы ждём от ответственной власти?

Нейтральный флаг

Нейтральный флаг — флаг капитуляции

Под флагом Иуды

Спорт национальных унижений…

Совместимы ли настоящий патриотизм и критика власти?

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...