< Апрель 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Особенности экономического кризиса в Испании

17 января 2013 года
Закладки

Экономика Испании в кризисе и премьер-министр Мариано Рахой признает, что восстановления экономики не стоит ожидать до 2014 г. МВФ ожидает сокращение ВВП на 1,3% в 2013 г., а Citigroup и Nomura ожидают снижения еще и в 2014 г. Уровень безработицы в Испании составляет 26,2% и продолжает расти. Вместе с тем, Испания имеет одну из лучших в Европе инфраструктуру: от высокоскоростных поездов, высокотехнологичных аэропортов, скоростных автомагистралей и до самых современных сетей электроэнергии, полученной экологически чистым методом. Ее предприниматели были первыми в создании рискованных коммерческих предприятий, таких как Inditex и Mercadona, модели которых являются практическими примерами, изучаемыми в лучших бизнес-школах. Выделим особенности экономики Испании, которые привели страны к кризису.

Особенности экономики Испании заключаются в следующем. После введения евро в 2002 году для Испании был характерен экономический рост, обусловленный положительной динамикой в банковском секторе и строительстве. Не принималось в учет, что банки и строительный сектор способны приносить экономическую прибыль частным субъектам и государству лишь в краткосрочной перспективе. Экономический рост в Испании сопровождался ростом внутреннего спроса на товары, не являющиеся предметом международной торговли Испании. Испанские потребители демонстрировали больший спрос на продукцию Германии, Нидерландов, Австрии и Бельгии, что также отрицательно сказалось на конкурентоспособности реального сектора экономики страны. Стремительный рост заработной платы (с 1997 по 2007 годы ее средний показатель вырос на 32%) в Испании был намного выше роста производительности труда. В кризисные годы это стало причиной быстрого спада экономики страны.

Немецкие банки являются крупнейшими кредиторами испанских банков, что позволяет говорить о финансовой и в целом экономической зависимости Испании от ФРГ.

В Испании масса проблем, рассмотрим их последовательно.

Кризис недвижимости. Рынок испанской недвижимости на протяжении многих лет успешно развивался, показывая высокие темпы роста цен. При этом увеличивалось количество спекулятивных сделок. Пока рынок активно развивается и показывает хорошие темпы роста цен, количество таких сделок серьезно растет и вследствие этого, застройщики разворачивают крупномасштабное строительство по всей Испании. Возникает еще большее количество строительных проектов, уже под управлением непрофессиональных девелоперских компаний. Результат – некачественные объекты, не учитывающие современных требований и пожеланий покупателей. Следствие – перепроизводство и рост внутренней конкуренции, а также - проблемы со сбытом. Почти все девелоперы строят на кредитные деньги. Проценты по кредиту нужно платить, а когда сбыта нет – платить нечем. Ситуация заставляет застройщика снизить темпы "удорожания" по мере строительства, а позже – открыто демпинговать по ценам. Правительство пытается выправить ситуацию в недвижимости. В ноябре 2012 г. стало известно, что Испания планирует предлагать вид на жительство иностранцам, которые покупают дома по цене более 160 тыс. евро. В 2011 г. объем покупок жилья иностранцами в Испании вырос на 6% по сравнению с 2010 г. При этом россияне купили на 28% больше, то есть около 1757 домов, а китайские покупатели приобрели 868 домов в 2011 г., что предполагает рост на 7%.

Чрезмерный дефицит госбюджета, который вынуждает обращаться за заимствованиями на внешние финансовые рынки, где каждый раз приходится брать в долг под повышенные проценты. Правительство Испании сократило расходы на социальные нужды, повысило подоходный налог, провело антисоциальную реформу трудового законодательства, что вызвало резкий рост протестных настроений в стране. Попытки испанского правительства снизить дефицит госбюджета могут иметь успех только в том случае, если аналогичную задачу поставят перед собой 17 автономных областей страны.

Кризис банковской системы. Испанские банки и сберегательные кассы накопили более 100 млрд неликвидных активов, в основном как следствие безудержного кредитования строительного сектора в период экономического бума конца 90-ых и начала 2000-х годов, поэтому они испытывают острый недостаток ликвидности. Банки финансировали бум на рынке недвижимости. Высокий уровень спроса поддерживался низкими ставками по кредитам, действовавшим после перехода Испании на евро, а также большим интересом иностранных инвесторов. По оценкам Citigroup, в портфеле финансовых институтов страны на долю займов, судьба которых связана с будущим рынка недвижимости, приходится около триллиона евро. Кроме того, в результате рецессии все больше компаний и домохозяйств не могут обслуживать свои долги. По состоянию на конец марта 2012 г. они задолжали ЕЦБ 228 млрд евро.

Рост безработицы, составляющей 5,7 млн человек или почти 25%. Эта самая высокая среди стран ЕС безработица ведет к снижению внутреннего потребления и ложится тяжелым грузом на социальный бюджет, из которого выплачиваются пособия по безработице. Ситуация на рынке труда Испании кардинально изменится через год - в 2014 г., считает премьер-министр страны Мариано Рахой. Такой срок понадобится местному бизнесу, для того чтобы снова начать создавать рабочие места.
Сокращение государственных расходов, стагнация кредитования промышленности, рост безработицы привели к рецессии испанской экономики, которая в 2012 году по прогнозам составит около 1,7 процента ВВП (прогноз МВФ).

Кроме того, Испания отличается низкой производительностью труда и слабым внутренним спросом. По официальным данным, автономные регионы, чтобы избежать банкротства и расплатиться по текущим долгам и платежам, нуждаются дополнительно до конца года в 26,4 миллиардах евро. В государственной поддержке не нуждаются лишь 4 из 17 автономий. Самый задолжавший регион - Каталония. Ей нужно почти 7,2 миллиарда евро. Между тем средств в созданном недавно государственном фонде помощи автономиям явно недостаточно - фонд насчитывает всего 18 миллиардов.

Для Испании характерен "бюджетный сепаратизм". В то время как сам центр в целом выполнял требования по экономии, долговая политика автономных областей, таких как Каталония или Андалузия, свела все усилия на нет.

Недавно глава правительства Рахой объявил о намерении сэкономить 10 млрд евро на образовании и здравоохранении. Однако регионы изо всех сил противятся предстоящему сокращению своих бюджетов. Так, Андалузия, которая должна недополучить 2,7 млрд евро, требует от центра 1,5 млрд евро "в счет" инвестиций, обещанных в предшествующие годы. (Каждая из автономий Испании имеет собственный административный аппарат, напоминающий по размерам государственный, свою полицию и даже дипломатические представительства за рубежом, например, Каталония насчитывает 44 представительства. Автономии самостоятельно распоряжаются транспортом, включая железнодорожный, регулируют вопросы здравоохранения, образования и так далее).

Самое сложное финансовое положение сегодня сложилось у Каталонии, долг которой составляет 42 млрд евро. У власти в Каталонии находится правительство националистов из коалиции "Демократическая конвергенция и Союз", для которых обращение за помощью к центральному правительству является поражением в глазах своих избирателей. Одновременно Каталония и ряд других автономных областей выражают несогласие с тем, что центральное правительство устанавливает для автономий более жесткие условия снижения дефицита бюджета, чем для себя самого. Это может привести к возникновению серьезных противоречий по той же линии "центр – автономные области" с трудно предсказуемыми политическими последствиями, особенно, что касается автономий, в которых сильны националистические тенденции.

 По этой причине в Брюсселе считают, что испанское правительство не обладает достаточной волей к экономии. Только в 2012 году Мадрид планировал увеличение государственных расходов на 2% — при крайне умеренном повышении налоговых ставок. Сокращение числа государственных и муниципальных служащих даже не предусмотрено. Тем временем в госсекторе Испании есть резервы для экономии, так как, правительства автономных областей участвуют в капитале почти 4 тыс. госпредприятий, от приватизации которых можно получить миллиарды. Так как с началом экономического кризиса в стране государство стало ограничивать финансирование регионов, то это вызвало недовольство на местах. Оно сопровождалось угрозами в адрес правительства отказать ему в парламентской поддержке, усилением регионального национализма и даже сепаратизма.

 Таким образом, экономика Испании сдавлена лопнувшим пузырем на рынке недвижимости, кризисом кредитно-финансовой системы, проблемами на рынке гособлигаций, а также политикой жесткой экономии. В 2013 году ожидается ужесточение политики жесткой экономии и уменьшение ВВП на 1,3%. 

 Правительство, скорее всего, продолжит финансировать себя за счет рынка долговых инструментов, несмотря на высокие проценты. Рейтинг Испании близок к "мусорному" из-за коэффициента долга к ВВП.

 Остановимся на испанском рынке труда, который вносит свою лепту в кризисное состояние страны. Основы испанского трудового законодательства были заложены в 1938 г., когда в стране была гражданская война. Система, созданная Франко, обеспечивала рабочим гарантию занятости и надежные права коллективного ведения переговоров, что позволило сохранить социальную стабильность при отсутствии демократии. Для рынка труда Испании характерно следующее. Со второй половины 1980-х гг., когда чистая эмиграция внезапно изменилась, Испания столкнулась с высоким уровнем структурной безработицы, даже когда годовой рост экономики составлял более 4%, частично за счет высокого качества и щедрых условий системы социального обеспечения, которая была усилена в период после диктатуры Франко. В то же время необходимо сократить занятости в государственном секторе при слабофункционирующей системе высшего образования: ни один из испанских государственных университетов не входит в число 150 университетов, включенных в Ежегодный академический рейтинг университетов 2012 г.

 Множество факторов привели к высокой безработице в Испании. Перечислим самые важные.

  • - "Разрыв" между тем, чему нужно учить, и тем, чему учат на самом деле будущих профессионалов. Для испанской молодежи профессиональное образование всегда было гарантией трудоустройства. Рынок труда изменился, учебные программы – нет. В результате вместо "последующего трудоустройства" студенты покидают стены профессиональных училищ ни с чем.
  • - Пособие по безработице больше новой зарплаты.
  • - Сложное и не допускающее изменений трудовое законодательство.
  • - Малый бизнес старается снизить расходы за счет найма "нелегальной" рабочей силы.
  • - Неэффективность центров занятости.
  • - Испанский менталитет: рабочий день с 10 до 20 прерывается на "сиесту" с 14 до 17. Некоторые религиозные праздники считаются национальными выходными, а если они выпадают на вторник или четверг, то понедельник или пятница объявляются нерабочими. Помимо официального отпуска в августе, испанцы имеют еще две "праздничные" недели в год – рождественские и пасхальные каникулы – и пять или шесть выходных с нерабочими понедельниками или пятницами.
  • - Неверно расставленные социальные приоритеты в годы экономического подъема. Молодежь решила, что получение высшего образования – потеря времени, все мечтали стать госслужащими, владельцы бизнеса приняли на работу "лишних" людей.
 

Кроме того, до 2011 г. Испания выдавала разрешения на проживание в стране всем приезжающим иностранцам, африканским и марокканским беженцам, раз в четыре года "легализовывала" уже имеющихся нелегалов. Таким образом, появилось большое количество неквалифицированной рабочей силы, не говорящей по-испански. Отработав год, иностранец переходил на пособие по безработице и приглашал в гости семейство, которое поступало точно так же. Социальная политика не позволяет ограничить получение пособий иностранцами: во-первых, они безработные, во-вторых – иностранцы, а значит, найти работу им гораздо сложнее.

При получении любого вида пособий преимуществом обладают иностранцы как менее защищенные слои населения.

10 октября 2012 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Испании на две ступени - с BBB+ до BBB- с "негативным" прогнозом. Причиной для снижения рейтинга явилось углубление рецессии, которое снижает свободу маневра для правительства М.Рахоя, а также нарастание противоречий между центральным правительством и регионами из-за увеличения безработицы и сокращения расходов бюджета. Аналитики агентства предсказывают сокращение экономики Испании в 2012г. на 1,8%, а в 2013г. - на 1,4%.

В январе 2013 г. vestifinance.ru сообщили, что частные инвесторы, в том числе испанские банки и страховые компании, согласились приобрести 55% в банке "плохих" активов, который создается в Испании. Этот шаг позволит правительству не отражать долги банка на государственном балансе. Для создания банка "плохих" активов Испания направляет 60 млрд евро, чтобы помочь национальным банкам избавиться от просроченных ипотечных и других кредитов. Формирование банка является одним из основных условий для выделения Испании средств на спасение банковского сектора. Иностранные инвесторы могут получить около 10% в капитале банка, для того чтобы проект пользовался большим доверием у иностранных кредиторов, отмечали испанские чиновники в ноябре. Правительство Испании планирует сохранять долю в банке ниже 50%, так как это позволит не включать капитал и долги банка в национальные счета. Sareb должен проработать как минимум 15 лет и приносить около 15% в год.

Таким образом, продолжительное сокращение ВВП, рост доходности гособлигаций, обвал фондового рынка, спад в промышленности, рост безработицы и отсутствие подвижек на рынке недвижимости - все это уже стало привычным для испанской экономики. 

Уровень безработицы в Испании близок к 25% и продолжает расти. Сейчас безработица в этой стране даже выше, чем она была в Соединенных Штатах Америки на пике Великой депрессии в 30-х гг. прошлого столетия. Среди молодежи показатель намного хуже и превышает 52%. Испанская экономика также серьезно пострадала снижения уровня расходов потребителей, которые лишились возможности занимать у банков, опасающихся невыполнения кредитных обязательств в условиях высокой безработицы. Ситуация в стране осложняется серьезными проблемами в банковском секторе, которые вынудили правительство обратиться за международной финансовой помощью, а также плачевным положением регионов.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...