< Октябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Навстречу к себе

29 января 2013 года
Закладки

Любое иное основание для возрождения и развития России, кроме традиционных ценностей, преимущественно сформированных на огромной и мощнейшей культуре православной Руси, невозможно. Более того, конечной целью этого развития, безусловно, должно быть возвращение к слову Божию, когда вся страна дружно как единый организм выдохнет "Бог жив!" (вопреки словам Ницше "Бог умер!") и обретёт своё земное - не небесное - счастье. Однако почти столь же бессмысленно и неправильно, как разного рода язычники, поступают те из православных, кто тешит себя иллюзорными убеждениями о состоявшемся возрождении православия и упорно не хочет видеть реальную картинку своего народа. Стоит ли повторять известную истину о том, что с ростом количества церквей и приходов не обязательно происходит рост числа истинно верующих, тех, кто впустил к себе Бога? Стоит ли убеждать кого-то в том, что если за эти двадцать лет и была доминирующая идеология и расцвет чего-то в России, так это поклонение золотому тельцу и потреблядство? Стоит ли лезть в статистику, чтобы признать, что атеизм (пусть не агрессивный, не марксистский) по-прежнему является убеждением абсолютного большинства граждан России? Или будем по-прежнему жить в иллюзиях, потому что так легче? Да-да, конечно, в современной жизни России случаются поистине грандиозные проявления православной души русского народа, как в случае с "поясом Богородицы". Да, толпы мирских людей с куличиками в церквях на Пасху - это прекрасно, пусть даже они идут туда машинально и даже не открывая Библию. Но это всё не опровергает картину современности, а только её дополняет.

Об этой же картине пишут и авторы "Национальной идеи России": "В современном российском обществе тиражируются утверждения о всплеске религиозности после распада Советского Союза, культивируется миф о состоявшемся религиозном возрождении россиян. Но это не вполне так. Согласно социологическим опросам, более 70% россиян считают себя приверженцами какой-либо религии. Однако что представляют собой современные российские "верующие"? Анализ социологических опросов на тему отправления религиозных обрядов позволяет утверждать, что подавляющее большинство номинированных верующих в России в действительности имеют к религии весьма отдаленное отношение.

Лишь 8% населения хотя бы раз в месяц исполняют религиозные обряды; таким образом, 70% самоидентифицировавшихся верующих оказываются религиозными относительно.

Чаще всего под верой ими понимается собственное индивидуальное квазирелигиозное мировоззрение, не соответствующее ни одной из конфессиональных практик. Отсутствие значимости ценности религии среди реальных ценностей-мотиваторов современного российского общества подтверждается при межстрановом сравнении долей населения, отправляющего религиозный обряд не реже одного раза в месяц".

Сразу оговорюсь, что авторы делают это замечание с огромным сожалением и перед этим довольно подробно объясняют важность православия в становлении России, рассказывают, в чём его принципиальное отличие от католицизма и как оно повлияло на русское самосознание. При этом авторы находят в себе силы признать, что "положение Церкви в этом отношении гораздо хуже, чем было при советской власти. За внешней массовостью и официальным респектом православие, как традиционная религия России, оказалось едва ли не уничтоженным". И что "проблема с религиозностью народа в России стоит очень серьезно". Отсюда, между прочим, и рост числа всякого рода сект и язычников. Пустое поле обязательно чем-то заполняется. И не только атеизмом. Понимаете? 8 процентов! Ну пусть 10%, ну пусть 15, хотя вряд ли. Тех, кто сознательно считает себя верующим. Кто не просто крестится от случая к случаю и вспоминает Бога только в трудностях, но кто живёт с Богом. Допустим даже, что каждый из этих 8 процентов сказал правду.

Ортодоксальные сторонники православия говорят о том, что возрождение России возможно только через приход в Церковь и покаяние в богоотступничестве и пр. Сразу возникает предсказуемый вопрос: хорошо, допустим, ещё 10% населения придут в Церковь после жёсткой пропаганды православия, но что делать с остальными 80%? Насильно загонять их в Церковь? Приставлять к каждой семье своего проповедника? Читать по каждому ТВ-каналу Библию? Требовать от всех школьников знания "Нового завета", а студентов - катехизиса? Но попытка оцерковления большинства русских людей, как это ни прискорбно, только озлобит людей, только разъединит страну и ввергнет её в хаос. Не говоря уже о возможных религиозных войнах. Это тот случай, когда благие намерения, реализуемые не поступательно, а сразу, неизбежно приведут к противоположному результату. Впрочем, речь не идёт о том, чтобы вообще забыть о необходимости православного просвещения людей. Как раз-таки это крайне необходимо.

Однако подобный путь постепенного возвращения к истокам даст первые робкие плоды спустя много лет. А объединяться и возрождать страну нужно сейчас. Надо взглянуть честно на самих себя и сказать о том, что современный русский мир состоит в большинстве своём из людей, давно потерявших Бога, с расколотым сознанием и мирозданием, но при всём при этом продолжающих жить, мыслить и по возможности поступать согласно традиционным народным ценностям.

Ценностям, которые сидят где-то глубоко в культурном коде каждого человека и так или иначе объединяют его с соотечественниками в единое целое. Ценностям, которые, безусловно, сформированы благодаря православию (а также для некоторых - исламу). Это то самое большинство, которое, возможно, само того не осознавая, тем не менее содержит в себе Россию и несёт в себе прямую связь с историей России. Не биологическую связь, конечно же, а духовную. Это "православные атеисты" или "гражданские православные". Назовите их как угодно. По сравнению с этим большинством 8% религиозных православных и, скажем, 2-3% разного рода язычников и прочих ваххабитов (перечисляю, нисколько не приравнивая) - это, конечно же, мизер. Настолько незначительная величина, которая просто физически не сможет навязать всему русскому народу свой путь развития. Это факт. И с фактом этим надо считаться.

Проблема Русской Православной Церкви во времена Патриарха Алексия Второго заключалась в том, что она не хотела признать этого факта и довольствовалась заявлениями о возрождении православия, которые были основаны только на восстановлении церквей и внешних факторах развития религиозных институтов. Отсюда проистекала и стратегия развития Церкви, которая при Алексие сосредоточилась только на самой себе и ушла подальше от мирского (по сути, от народа): мол, у нас итак возрождение, чего нам ещё рыпаться? Это была, на мой взгляд, может, и необходимая поначалу, но в скором времени недостаточная стратегия. Её необходимо было менять.

И судя по заявлением Патриарха Кирилла, Церковь как раз это и начинает делать. Кирилл пытается выстроить диалог как раз с тем самым большинством - по сути, с русским народом.

Он всё меньше использует чисто церковные термины и образы и всё больше говорит на языке традиционных ценностей. Обратите внимание, в его речах гораздо чаще стали появляться слова "ценности", "нравственность", "традиции". Он всё меньше апеллирует к воцерковлённым людям (тем, кто "в теме") и всё больше говорит на гражданском языке. Патриарх выбрал единственно верный путь и ему за это Россия ещё скажет спасибо. Однако и этих усилий недостаточно. Как бы Церковь ни обмирялась в хорошем смысле этого слова и не пыталась стать своей для православно-атеистического большинства, всё же она не может перейти грань дозволенного и стать чересчур мирской. Это не в её силах. Православие никогда не станет католичеством и тем более протестантизмом. Для полноценного наведения мостов необходимо взаимное встречное движение народа - однако, опять же, поступательное, не нахрапистое. И движение это может выражаться не только в постепенном изучении православия, но и - прежде всего - в попытке построения "гражданского православия", нравственного государства.

Всем нам необходимо прийти к единственно возможной формулировке наших духовных ценностей, основанных на традиционных религиях России. Необходимо громогласно заявить о том, что нестяжательство, солидарность, духовность, справедливость, нравственность, соборность, патриотичность, трудолюбие, совесть и др. - это не пустые слова, а наши святые ценности. Те самые, согласно которым мы хотим жить. Те самые, без которых нам не выжить и не возродиться. И как только мы произнесём это, как только мы установим их в качестве правил, регулирующих нашу повседневную жизнь, мы тут же совершим несколько шажков навстречу друг другу. Навстречу обретению традиционного цельного сознания. Навстречу к себе.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...