< Апрель 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Явление Росфинагентства России

31 января 2013 года
Закладки

В Госдуме должно в скором времени проходить второе чтение интересного законопроекта - федерального закона № 137443-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации". Интересен он, прежде всего тем, что в случае принятия этого закона в РФ появится довольно странное юридическое лицо – открытое акционерное общество, задачами которого станет доверительное управление фондом национального благосостояния (ФНБ) и резервным фондом (РФ). При прочтении законопроекта, возникает ряд вопросов: для какой цели создается ОАО и почему эту цель не может реализовать ЦБ РФ или ВЭБ? почему выбрана такая странная организационно-правовая форма хозяйственного субъекта для доверительного управления активами всего государства? как будет осуществляться хеджирование рисков?

Хотелось бы оставить за рамками рассуждений либерализм, алармизм и прочие "измы", которых и так много в сети и посмотреть на явление нового законопроекта со стороны.

Для ответа на первый вопрос имеет смысл обратиться к первоисточнику – то есть к речам власти. 16 января наш Президент – В.В. Путин на совещании по экономическим вопросам говорит следующее: "…конкретные пути реализации уже принятых решений. Одно из них – создание условий для развития внутреннего инвестора. Как мы уже договорились, сразу после формирования управляющей структуры начнём постепенно инвестировать средства Фонда национального благосостояния в самоокупаемые инфраструктурные проекты. Но сразу хотел бы оговориться, что эта управляющая компания всё-таки должна создаваться, мы не должны бесконечно говорить о её создании, создавать её нужно, иначе мы просаботируем это решение. До конца года будем её создавать, создавать, и только в конце следующего, когда известных параметров достигнем, начнём реализовывать договорённости, а договорённости нужно реализовывать уже сейчас".

Таким образом, из речи Президента становится понятным – экономике нужны длинные деньги. И эти длинные деньги мы хотим занять у самих себя – то есть в ФНБ и РФ. О необходимости длинных денег В.В. Путин говорил еще в своем послании ФС: "Нам нужны дешевые и длинные деньги для кредитования экономики. Я прошу правительство и Центробанк подумать над механизмами решения таких задач". ЦБ РФ занят регулированием процентных ставок и инфляционным таргетированием, а также осуществляет деятельность по оздоровлению банковской системы, повышению капитализации кредитных организаций, а этим и обеспечивается способность банковской системы генерировать длинные деньги. В связи с чем осуществляет сверхконсервативную стратегию по управлению средствами ФНБ и РФ, размещая их в облигации. От консерватизма – совсем малая прибыль.

Таким образом, становится очевидной цель новой структуры – портфельное инвестирование средств фондов с целью получения более высокой прибыли, нежели имеется сейчас.

Эта прибыль и выступит длинными деньгами для экономики. Цитируя С. Сторчака, мы в этом положении убеждаемся: "По варианту, по которому сейчас управляются средства, доходность от вложения в облигации составляет 0,74%. Это когда 100% средств находится в облигациях. При варианте, когда 30% вкладывается в акции, а 70% остается по-прежнему в управлении по действующей схеме, доходность сразу увеличивается в 5 раз - до 4,9% годовых. Если долю ценных бумаг увеличивать, то эта доходность постепенно будет возрастать.

По его оценкам, доходность Резервного фонда и ФНБ вырастет в семь раз. Расходы же составят 1,5 млрд рублей при создании агентства и по 770 млн рублей в год на его содержание". Также нужно обратить внимание, что ЦБ РФ в связи с учреждением новой организации утратит возможность управлять таким капиталом. По состоянию на 1 января 2013 года в ФНБ находилось около 89 млрд. долл., или 2,7 трлн. руб., в РФ – около 62 млрд. долл., или 1,9 трлн. руб. Как отметил замминистра финансов Сергей Сторчак, на первом этапе планируется передать в управление Росфинагентству до 10% средств ФНБ. По оценке ведомства, это позволит увеличить доходность их размещения на 1% годовых. Рост доходов от управления средствами ФНБ планируется на уровне 2 млрд руб. При этом затраты на создание Росфинагентства оцениваются в 1,5 млрд руб. - по ожиданиям минфина, они должны окупиться в течение года.

Возникает вопрос, почему в качестве агента по управлению такими капиталами не выбрать уже имеющую структуру – Внешэкономбанк? Который среди прочего осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, находящимся в государственной собственности (на основании части 5 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ "О Банке развития"). Внешэкономбанк создан в форме государственной корпорации, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ответ на этот вопрос на поверхности – не имеет смысла создавать суперкорпорацию и тем самым возвышать ВЭБ. Не лишним будет заметить, что длинные деньги получит российский фондовый рынок, что не замедлит позитивно сказаться на нём.

Ответ на второй вопрос не так очевиден. Можно предположить, что госкорпорации больше не хотят создавать, так как они себя не оправдали и их хотят акционировать, за исключением одной-двух. С точки зрения С. Сторчака: "Законодательство об акционерных обществах предусматривает требования к прозрачности, подотчетности, подконтрольности. Не знаю, почему депутаты видят это другими глазами" Есть возражения, что ОАО – коммерческая организация с целью максимизации прибыли. Но в данном случае агентству и ставится задача максимизировать прибыль от управления капиталом.

Куда будет перечисляться эта прибыль – не ясно. Это может быть ФНБ-2, может быть бюджет.

Возвращаясь к третьему вопросу, учитывая масштабы предполагаемых финансовых операций, специфику указанных операций, обусловленную особенностями совершения сделок на финансовых рынках, а также то, что специализированная финансовая организация не будет иметь имущества, способного выступить адекватным обеспечением исполнения обязательств по договору, и, соответственно, возместить возможный ущерб от своей деятельности, возникают существенные риски потерь. Из законопроекта не ясны механизмы управления риском, не ясен механизм хеджирования рисков. В биржевой торговле всегда закладывается возможность потерь. Но когда речь идет о деньгах резервных фондов, то в принципе возникает вопрос, а есть ли у нас вообще право потерять какую-то часть средств из-за ошибочного инвестирования? Пока не ясен механизм управления риском, не ясен и ответ на этот вопрос.

Подводя итоги, можно констатировать следующее. Лед тронулся в отношении использования средств резервов для инвестиций. Разработан частично механизм такого инвестирования. Фондовый рынок получит длинные деньги. Не допускается чрезмерное усиление ЦБ РФ и ВЭБа. Очевидно, что принято решение не увеличивать количество госкорпораций. К госрезервам начинает применяться бизнес-подход и бизнес-модели. В то же время властью не продемонстрированы механизмы хеджирования рисков.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...