< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Ключевые концепты макета новой Конституции

02 февраля 2013 года
Закладки

В научном макете новой Конституции России заложено несколько принципиальных новелл. Они проистекают из фундаментальных философских представлений о человеке, человечестве, добре и зле, природе прав и обязанностей, свободы и социальности, нравственности и добродетели. В основу научного макета заложена фундаментальная мировоззренческая ценностная позиция. Отдельные примеры-иллюстрации этого методологического подхода рассмотрены ниже.

***

 ГОСУДАРСТВО
В тексте Конституции РФ государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги. Здесь реализован концепт сервисного государства, в котором платность – это налоги, а чиновник – это наемник. В научном макете предлагается сущностно иной подход, предполагающий, что государство не только оказывает услуги, но и обеспечивает жизнеобустройство всей страны. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижении всеобщего блага. Российская цивилизационная модель исторически отлична от западных. Государство формировало общество, само являясь плотью от плоти его. Общество не противостоит государству, а объединяется вокруг него и под его эгидой. При этом нельзя говорить, что одна модель лучше другой. Каждая модель оптимальна и максимально успешна в своей исторически сложившейся цивилизации. Пагубным же является навязывание чуждой модели, как это происходит в современной России.

 Стране пытаются навязать ценности торговой цивилизации, а она может быть успешна только в условиях собственного кода успешности: коллективизма, труда, милосердия, сопереживания, семейности и связи поколений, альтруизма и сопереживания. Поэтому необходимо отнестись к государству иначе. Государство – это институт жизнеобустройства страны, а не лавка по продаже услуг, да еще только тем, кто способен их купить. Государство отвечает за все, конечно, не в смысле управления всем и вся, но в смысле создания стимулов для индивида, для отдельных социальных групп балансировать свои узкие интересы с общественными, государственными, всеобщими. То есть государство отвечает за конечный результат развития, обеспечивать который может и частная инициатива. Методы такого управления хорошо известны: это мотивационное управление. Но, кроме того, у государства есть и эксклюзивные функции обеспечения обороны и безопасности, развития науки и т. д.

***

 ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА СТРАНЫ
Как уже было указано, код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия является самостоятельной страной-цивилизацией – русской (российской) цивилизацией. Спор, принадлежит ли Россия западной цивилизации, на языке вкусовых убеждений не имеет смысла. Как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие различные общества на действия, становится очевидным, что количественные профили этих ценностей различны для всех существующих на сегодняшний день локальных цивилизаций. Собственно, здесь в прямом смысле работает пословица "Что русскому здорово, то немцу смерть". И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности российское население сокращается даже численно. И это ключевой момент для конструирования научного макета как основополагающего документа для обеспечения успешности страны. Все ее ключевые институты, факторы жизнеобустройства должны быть цивилизационно идентичны. Как этого достичь при правовом конструировании научного макета новой Конституции России? Достигается это введением высших ценностей России как тех самых факторов, потенциалов и ценностных мотиваторов поведения и действия индивидуума, социальных групп, общества в целом и государства как института, который делает Россию, согласно всему ее историческому опыту, жизнеспособной и успешной во всех смыслах. От демографии до обороноспособности. От производительности труда и энергосбережения до передового образования и науки. От политической стабильности на основании справедливости до общественной нравственности. Ценностные компоненты присутствуют во всех без исключения конституциях зарубежных стран. Различие между ними состоит в широте представленности и степени акцентированности. Конституция РФ на мировом фоне является одной из наиболее ценностно выхолощенных.

 Высшие ценности России, провозглашенные в научном макете, - это опора для построения всего жизнеобустройства России.

Именно они задают системный подход к определению роли и значения государства, права, задают целевое видение всех сфер жизни страны. Конституция РФ игнорирует существование русского народа и его цивилизационно-ценностных накоплений как основы жизнедеятельности российского общества и государства при его многоэтническом характере. Русскость в цивилизационном смысле, защищаемая конституционно-правовым путем, - это путь к гражданской нации, к государству-нации. Конструкция "российского многонационального народа" в Конституции РФ не решает ни проблем цивилизационного укрепления государства, ни создания государства-нации, ни создания гражданской нации в России. В научном макете же закреплена конструкция многонациональности с доминирующим фактором русского народа, его культуры и религии как цивилизационно образующих при уважении и с гарантированностью прав других народов. Российская цивилизационная уникальность как код успеха, русский мир, русская (российская) цивилизационная общность – все это ключи к жизнеобустройству страны. Поэтому весь текст научного макета, установление институциональных конструктов опирается на установленные в начале высшие ценности России. Навязывание же чуждых России идей и решений – это путь в никуда.

***

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ КОНЦЕПТ
Научный макет новой Конституции России описывает основы государственного устройства, устройства экономической, социальной, политической, гуманитарной сферы, уровни государственной власти и их взаимодействие, сферы ответственности государственных органов и принципы государственного управления. Существуют два подхода к государственному управлению. Первый из них либерально-коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника и тот оказывает ему услуги, администрирует. Как при этом формируются цели развития, приоритеты, ориентиры и ценности – непонятно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ на этот вопрос есть, ибо весь концепт современного либерализма на самом деле настроен на интересы не общества, а богатого меньшинства. Оно диктует собственные цели и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А роль государства минимизируется до состояния "ночного сторожа".

Но есть и иной подход, который основан на интересах большинства населения при уважении интересов меньшинства. Данный подход и использован в научном макете. В соответствии с ним в явном виде задаются цели и ценности развития страны, формулируются стратегия и планы, программы управления и развития. А оценка деятельности государственных органов осуществляется на основании контроля того, как именно эти цели и ценности были реализованы. Если они оказались нереализованными или реализованными в недостаточной мере, то применяется институт политической ответственности – например, вынесения Президенту России предупреждения. Если же такие нарушения происходят неоднократно, то применяются уже процедуры отрешения от должности, роспуска государственного органа или добровольной отставки. Власть в научном макете новой Конституции России обустраивается как моральный институт, а не институт карьерного роста, лоббизма, коррупции и теневой экономики. Все государственное управление должно ориентироваться на ценностно-целевые установления, при помощи которых будет происходить очищение и постепенный прогресс государства и его органов.

***

НРАВСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО
Главный компонент эволюции (прогресс) человечества заключается в его категориальном совершенствовании, во все большей мере очеловечения. Вектор эволюции выстраивается от животного императива существования – к осознанному и к нравственному (духовному). Человечество развивается в русле нравственности, социализированности. Соответственно этой эволюции исторически меняются формы организации общежития человеческих сообществ, в частности, государства. Высшая форма государства соответствует нравственному облику человечества. В современности уже просматриваются предпосылки к открытию периода перехода к нравственному государству. Нравственность, в самом общем смысле, это мера "очеловеченности человечества". И поскольку издревле все мировые религии провозглашали именно такой подход, поскольку само общество все более остро понимает пагубность и разрушительность деградации человека, сведения жизни к плотским утехам и потребительству, ведущим к нравственному опустошению, то вновь в истории человечества вызревает императив – движение к нравственности. И это подразумевает не только запрет на распространение порнографии, показа на телевидении сцен насилия и жестокости.

Нравственность подразумевает социальность поведения, социализированность личности и общества.

Она включает в себя не только социальную справедливость, но также сопереживание и альтруизм, т. е. человечность. Авторы-разработчики научного макета новой Конституции России убеждены, что в настоящее время наступает именно этот этап в трансформации института государства, и вскоре он приобретет императивный смысл для всего человечества. Как когда-то возникла социальность государства, постепенно придет понимание нравственности государства. Поэтому в научном макете новой Конституции России системно реализуется концепт нравственного государства как государства, доминантно целеполагающего в своей деятельности достижение преобладания в общественных отношениях нравственных ценностей-мотиваторов. А сам научный макет призван обустраивать жизнь страны как жизнь нравственную.

***

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
В Конституции РФ понятие справедливости и раскрытие его содержания отсутствуют (справедливость упоминается только один раз, в преамбуле). Здесь корректнее было бы говорить о социальной справедливости, поскольку справедливость – категория социальная. Почему справедливость социальна? Потому, что она рождается в отношениях человека и общества (государства). При этом социальная справедливость – непростая категория. Она не раскрывается через принцип "всем поровну". Ведь если и труженику, и вору достанется поровну, это явно несправедливо. Социальная справедливость в научном макете признается одной из высших ценностей и рассматривается как категория, неотъемлемая от бытия здорового общества и государства. Она подразумевает сопоставление того, что каждый человек ожидает от общества и государства, с тем, что он реально получает. Именно это сопоставление порождает ощущение справедливости или несправедливости.

Но не только человек вправе требовать от общества удовлетворения своих потребностей. Ровно так же и общество может требовать и ожидать от него отдачи.

Аналогичным образом общество (государство) сопоставляет свои ожидания и требования с тем, что реально получает от человека. В таком ракурсе социальная справедливость либо реализуется, либо нет. В научном макете новой Конституции России справедливость затрагивает и сферу воспитания государством и обществом своих граждан, и сферу социальной ответственности человека, общества и государства. Макет очерчивает сферу обязанностей государства и его органов, обеспечивающих достижение социальной справедливости. Именно к этому подходу близка историческая формула достижения социальной справедливости: "От каждого по его способностям, каждому – по его труду". Но эта формула – лишь пример, который не исчерпывает всего богатства категории социальной справедливости. В научном макете новой Конституции России диалектика взаимоотношения ожидаемого человеком и должного по отношению к нему – в силу его человеческого достоинства, результатов труда, заслуг и, одновременно, требуемого от него со стороны общества и государства – заложена во множестве статей.

***

НАРОДОВЛАСТИЕ
Традиционно в республиканских конституциях источником власти объявляется народ и провозглашается народовластие, которое именуется демократией. Однако зачастую за этим скрывается слабая или совсем пустая декларация, если конституция не устанавливает компенсаторных механизмов, предотвращающих воздействие разрушительных для народовластия и фактически существующих явлений – власти денег и преимуществ богатых людей, использования властью своего административного ресурса, потенциала "купленных" СМИ, махинаций на выборах. Искажения в механизмах трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций избранных лиц, забывающих о своих избирателях после вступления в должность. Их бесконтрольность и ненаказуемость.

Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия не существует в силу его необеспеченности. Именно поэтому в научном макете новой Конституции России конкретным гарантиям народовластия уделено так много внимания. Сконструированы специальные механизмы организации выборов, урегулированы вопросы участия в выборах политических партий и иных общественных объединений, вопросы проведения референдума, предусмотрены возможности осуществления законной протестной и политической оппозиционной деятельности, народной законодательной инициативы, введены институты наказа, досрочного отзыва, добровольной отставки и т. д. В научном макете предусматривается целая система мер, которая должна способствовать снижению количества различных махинаций, подрывающих потенциал народовластия, искажающих его смысл и превращающих его в декорацию. Важным нововведением является специальная гарантия народовластия в виде создания специального общественно-государственного органа, оценивающего соответствие федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России, - Палаты высших ценностей России.

Палата высших ценностей России: а) по собственной инициативе и по запросам федеральных государственных органов дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России; б) по жалобам граждан и по собственной инициативе проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики. В отличие от органов общественного контроля Палата высших ценностей России получает больше возможностей для взаимодействия и контроля государственных органов. Так, на последних, в соответствии с научным макетом, налагается обязанность руководствоваться в своей деятельности заключениями Палаты высших ценностей России.

***

ТРУД
Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций в поле возникновения права человека на получение блага сталкиваются два института. С одной стороны, это труд, создающий блага, с другой – присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять. Когда-то последнее подразумевало отъем блага в схватке, в ходе войны или в результате грабежа. Затем появились банкинг, ростовщичество и рента. Затем – рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал. В современном мире присвоение реализуется на основе права эмиссии государством денежных средств и их финансовых производных, которая порождает, в том числе, мировые войны, теракты и кризисы. Современной России навязывается рентная, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире. Научный макет новой Конституции России, основанной на приближении страны к цивилизационно-идентичным ключам успешности, устанавливает приоритет именно труда как права на получение благ. Поэтому в соответствии с научным макетом устанавливается прогрессивная шкала налогообложения доходов от использования имущества и финансов, вводятся ограничения рентабельности и рентного дохода. При этом предпринимательская деятельность, как основанная на труде, провозглашается социально значимой, и поэтому она не должна подвергаться какому-либо ущемлению.

***

НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Невозможно согласиться с тем, что основные природные ресурсы, принадлежащие всей стране, ее народу, а также другие естественные энергетические, пространственные и иные преимущества страны служат интересам только узких социальных групп. Аналогично следует относиться и к исторически накопленным материальным (например, транспортным и иным инфраструктурным объектам, создаваемым всей страной) и нематериальным ценностям. Народ России, согласно научному макету новой Конституции России, не только источник власти, он еще и собственник такого общероссийского достояния. Поэтому в макете четко регламентируются вопросы собственности и предусматриваются такие институты, которые работают в интересах всего Народа России. Достояние Народа России может находиться только в федеральной собственности, а доходы от ее экономического пользования должны перераспределяться через федеральный бюджет и специально создаваемые в форме государственных внебюджетных фондов государственные фонды общественного потребления.

Система сдержек и противовесов ветвей власти, подконтрольность и ответственность государственных органов Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов, обычно провозглашаемых в конституции, как правило, недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеохватности и монополизму. Монополизация же власти всегда ведет к ее загниванию. Как и в отношении проблемы обеспечения народовластия, необходимо на конституционном уровне предусматривать специальные гарантии реализации данных установлений. Таковые предложены в нормах научного макета в виде балансировки полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти и выражены, в том числе, посредством введения механизмов подконтрольности исполнительной ветви законодательной и ответственности государственных органов и их должностных лиц за свои действия (бездействие) и решения (в этой части предусматриваются процедуры отрешения от должности и роспуска или отставки). В научном макете вводится институт общественной оценки (порицания, вынесения предупреждения) деятельности государственных органов и их должностных лиц. Общество получает право на осуществление протестных действий без применения насилия. Выборные должностные лица обязываются выполнять наказы избирателей под угрозой их досрочного отзыва. В механизмах формирования власти вводится обязательность политической соревновательности на выборах, гарантируется существование политической оппозиции, обязательность проведения публичных дебатов для всех кандидатов на выборах, а также вводятся цензы на выдвижение кандидатов.

***

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И НАРОДНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В научном макете новой Конституции России государственная власть представлена на трех уровнях: Россия (Федерация), субъект России (субъект Федерации), местное управление. Наряду с государственной властью (обладающей ресурсами и правомочиями по принуждению) вводится также низовой первичный уровень самоорганизации людей в виде народного самоуправления по месту жительства в целях благоустроения их группового соседского общежития. По мнению авторов, именно на этом уровне и может реализовываться истинное самоуправление. А то, что в Конституции РФ называется местным самоуправлением, таковым на самом деле не является, а представляет собой еще один уровень государственной власти, зачем-то выведенный из нее.

***

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ
Для общей характеристики государственного устройства и государственного управления, в соответствии с научным макетом новой Конституции России, важны следующие ключевые вопросы. 1. В научном макете Россия провозглашается федеративным государством, как это закреплено и в Конституции РФ. Однако указанная характеристика государственно-территориального устройства исключена из названия государства: оно названо "Россией", а не "Российской Федерацией". 2. Научный макет закрепляет следующие принципы федеративного устройства.

  • 1) Россия состоит из столицы и равноправных субъектов России. Здесь нашли отражение две существенные правовые новеллы: во-первых, члены Федерации названы "субъектами России"; во-вторых, все субъекты России уравниваются в статусе, что принципиальным образом отличает их от модели, предусмотренной в Конституции РФ.
  • 2) Федеративное устройство России основано на ее территориальной целостности, единстве государственного суверенитета и системы государственной власти, законодательства и применения русского языка, определении сфер ответственности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России и местных государственных органов. Нормы научного макета содержат несколько принципиально новых положений: во-первых, федеративное устройство напрямую увязывается со статусом русского языка; во-вторых, категории "компетенция" и "ведение" заменены на категорию "ответственность" ("государство ответственно за…"), поскольку такая форма гораздо более адекватно программирует успешность государственного управления.
  • 3) Во взаимоотношениях с федеральными государственными органами субъекты России равноправны и равнообязанны. То есть в научном макете впервые поставлен вопрос не только о правах, но и об обязанностях субъектов Федерации.

3. Конкретизацию в научном макете новой Конституции России получили нормы о единстве государственной власти в России.

  • 1) Предусматривается, что федеральные законодательные органы, законодательные органы субъектов России и местные законодательные органы образуют единую систему законодательной власти в России, объединенную механизмами взаимного информирования, координации, согласования процедур разработки и контроля реализации решений.
  • 2) Федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов России и местные исполнительные органы образуют единую систему исполнительной власти в России, объединенную механизмами реализации высших ценностей России и целей России, взаимного информирования и координации, согласования процедур разработки и контроля реализации решений.

4. Субъектный состав России не подвергается изменениям, за исключением развития положений о равностатусности субъектов России: согласно научному макету, все субъекты имеют равный статус и называются землями, принимают свои уставы (в настоящее время республики являются государствами и принимают свои конституции). При этом каждый субъект России вправе избрать наряду с конституционным собственное название, употребляющееся наряду с конституционным. Более подробно, по сравнению с Конституцией РФ, урегулирован порядок изменения состава субъектов России.

5. Значительной коррекции в научном макете подверглась сфера компетенций.

  • 1) Изменена концепция "предметов ведения и полномочий". "Сфера ведения" стала "сферой ответственности за…".
  • 2) Существенной коррекции подверглись сами перечни полномочий. Они стали обширнее и подробнее.
  • 3) Исключена сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, предусмотрены сферы ответственности России, ответственности субъектов России и ответственности муниципальных образований. За субъектами России сохраняется право опережающего законотворчества.

6. В научном макете конкретизируется порядок разграничения сфер ответственности и делегирования полномочий между разными уровнями государственной власти.

***

СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Система федеральных государственных органов в научном макете новой Конституции России получила четкое закрепление, устранившее трактовку в Конституции РФ должности Президента РФ как формально равноудаленного от трех ветвей власти, но по сути обладающего широкими полномочиями в каждой из них, особенно в исполнительной. Научный макет сохраняет за Президентом России традиционные в мировой практике полномочия по осуществлению верховной власти внутри страны и представлению страны за рубежом, промульгации законов и права вето, представлению в парламент кандидатур на различные государственные должности.

Вместе с тем, Президент России провозглашается не только главой государства, но и Председателем Правительства России с соответствующими полномочиями и ответственностью.

Научный макет ужесточает требования к кандидатам на должность Президента России: повышается минимальный возраст кандидата и одновременно устанавливается верхний возрастной предел, появляется требование о необходимости прохождения службы в Вооруженных силах России и наличия опыта в области политической деятельности и государственного управления. Важной новеллой также является обязательность наличия предвыборной программы у кандидата в Президенты России, которая в случае его победы на выборах служит основой для первого ежегодного послания Народному собору России. Вводится должность Вице-президента России, наделяемого отдельными полномочиями Президента России и временно осуществляющего полномочия Президента России в случае его временной нетрудоспособности, смерти, добровольной отставки, отрешения от должности, участия Президента России в выборах, а также в иных случаях, когда Президент России временно не может осуществлять возложенные на него полномочия.

В научном макете конкретизируется вопрос ответственности Президента России за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Научным макетом устанавливаются следующие формы ответственности: 1) вынесение предупреждения со стороны Народного собора России или Конституционного суда России; 2) отрешение от должности. Также предусматривается добровольная отставка Президента России. Более подробно регулируется деятельность Правительства России, являющегося высшим органом исполнительной власти в стране. Так, расширен состав данного коллегиального органа за счет введения в него федеральных министров по делам регионов. Закрепляется сфера ответственности Правительства России и перечень его полномочий, включающий не только традиционную для исполнительного государственного органа деятельность, но и функции по мониторингу и контролю результатов деятельности исполнительных государственных органов всех уровней по реализации высших ценностей России и целей России.

Законодательным и представительным федеральным органом власти России, согласно научному макету, является Народный собор России (парламент России), состоящий из двух палат – Земского собрания и Собрания народных представителей. Верхняя палата парламента должна функционировать как компактный и оперативно действующий орган, в нижней же палате должна быть сосредоточена основная часть законопроектной деятельности. При этом Земское собрание в обязательном порядке рассматривает все законопроекты, одобренные Собранием народных представителей. Устанавливается требование личного голосования и участия депутатов палат в заседаниях. Для обеспечения работы палат Народного собора России предлагается сформировать единый аппарат, сопровождающий весь законотворческий процесс и иные виды деятельности палат. Важной новеллой является снятие барьеров, препятствующих избранным депутатам приступать к исполнению своих обязанностей, а также закрепление момента объявления результатов голосования в субъекте России в качестве акта, подтверждающего соответствующие полномочия депутата.

В научном макете новой Конституции России предлагается существенно изменить порядок формирования нижней палаты – Собрания народных представителей. В целях обеспечения осуществления им представительской функции и предоставления возможностей для взаимодействия электората и избранных им представителей, в научном макете предусматривается формирование половины состава Собрания народных представителей путем кооптации по спискам общественных объединений (за исключением политических партий). Члены политических партий избираются в Государственную думу на общих основаниях наравне с другими гражданами. Депутаты палат Народного собора могут быть отозваны избирателями. Фракции формируются (в том числе политическими партиями) после прохождения отдельных депутатов в Государственную думу. Научный макет новой Конституции России устанавливает ответственность палат Народного собора России за свою деятельность в форме роспуска за систематическое или грубое нарушение Конституции.

Также на конституционном уровне предлагается закрепить положения о парламентском контроле и парламентском расследовании. В отношении судебной власти в России предлагается сохранить существующее деление судов на системы арбитражной, конституционной и общей юрисдикции с созданием специализированных судов в рамках одной из перечисленных систем. Основные нововведения коснулись Конституционного суда России и юридической силы решений судов. Предлагается после принятия решения о неконституционности акта считать его недействительным и утратившим силу. Принятие решения иными судами о незаконности акта влечет за собой признание его недействующим, т. е. утратившим силу с момента вступления решения суда в силу.В научном макете предлагается восполнить пробел в регулировании иных государственных органов: Счетной палаты, Государственного банка, избирательных комиссий, прокуратуры и иных органов.

***

ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права и обязанности человека и гражданина пронизывают весь текст научного макета новой Конституции России в связи с их неотделимостью, например, от вопросов социального, гуманитарного и  экономического устройства страны, от ответственности за реализацию прав и свобод органов государственной власти и т. д. Однако, несмотря на такой разброс, существует и отдельная глава научного макета под одноименным названием, посвященная концептуальным вопросам в области прав и обязанностей человека и гражданина. В ней содержится ряд новелл. Во-первых, в научном макете более полно раскрывается принцип взаимной ответственности государства и личности. Существенным недостатком Конституции РФ является отсутствие четко установленных государственных гарантий по реализации прав и свобод человека и гражданина.

В научном макете закреплены и такие правовые нормы, которые позволяют превратить юридические права в реальную возможность пользования благами. Обязанность не может существовать без корреспондирующего ей права, а право – без обязанности. Поэтому обязанности государства, возникающие в связи с наличием у человека и гражданина прав и свобод, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в научном макете конкретных гарантий и входят в сферу ответственности государства. При этом государство, в свою очередь, требует от личности ответственного отношения к осуществлению своих прав и свобод в виде закрепления обязанности лица при пользовании социальными благами сообразовывать свое поведение с общественными и государственными интересами, интересами других лиц и высшими ценностями России.

Во-вторых, в этой связи видоизменяется модель правового статуса личности. В главе систематизируется каталог прав и обязанностей человека и гражданина и закрепляются их перечни.

Все предусмотренные Конституцией РФ права и обязанности нашли свое отражение в научном макете. По сравнению с Конституцией РФ данные перечни являются даже более широкими, особенно в отношении обязанностей. Так, наряду с имеющимися пятью конституционными обязанностями (воинской, обязанностью платить налоги, соблюдать законодательство, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия), в научном макете новой Конституции России предусматривается еще ряд обязанностей (например, участвовать в выборах). Разграничиваются понятия "долг" и "обязанность". Долгом, согласно научному макету, признается забота о родителях, труд, сохранение собственного здоровья и т. д., т. е. то, что не обеспечивается мерами государственного принуждения и является моральным обязательством человека, исходящим из ответственного отношения к своему поведению и всячески поощряемым государством.

В-третьих, в научном макете закрепляются и подробно регламентируются три основополагающих права, из которых вытекают и развиваются все остальные права, - это право на жизнь, свободу и достоинство. Весь каталог прав и свобод, предусмотренный научным макетом, предполагает не только исключение произвольного вмешательства в сферу личностной автономии, но и обеспечение государством благополучия каждого человека и возможностей для его всестороннего развития, причем не только в узкоутилитарном смысле – гарантирования определенного качества жизни, - но также и идейно-духовных начал, а также охраны от любых унизительных или уничижительных воздействий. Охрана этих основополагающих прав гарантируется особо, в том числе путем закрепления понятий "жизнь", "достоинство" и "свобода" в качестве высших ценностей России. При этом ни одна из высших ценностей России не может умаляться полностью.

Применительно к человеческой жизни в научном макете регламентируется также право на создание новой человеческой жизни (новелла) в отношении вопросов зачатия, клонирования, абортов и некоторых других. С точки зрения возможностей государственного принуждения и обеспечения индивидуальной автономии можно рассмотреть пример разграничения в научном макете фундаментальной духовной свободы – свободы мысли и слова – на две составляющих: мировоззренческую (внутреннюю) в виде свободы мысли и убеждений, и информационную (внешнюю) в виде свободы слова и права на информацию. Внешнюю составляющую государство вправе регулировать и вправе предусматривать ограничения по реализации данных прав и свобод. Вмешательство же во внутренний мир человека, его духовное самоопределение признается недопустимым. Такое разделение должно обеспечить индивидуальные ориентиры развития каждой личности.

При этом в научном макете предусмотрен антикоррупционный механизм в отношении государственных служащих руководящих категорий и лиц, замещающих государственные должности. Данный механизм предусматривает постоянный надзор за ними как на службе, так и в частной жизни, в том числе вмешательство в их частную жизнь. Такое ограничение является необходимым, поскольку позволит предотвращать коррупционные правонарушения, а, кроме того, выполнит нравственно-этическую функцию, направленную на оздоровление общества и формирование нравственного государства.

Таким образом, принцип суверенности государства, ответственного за развитие всех сфер общественной жизни, соединяется в научном макете с принципом прочного гарантирования конституционного статуса личности,

которая обеспечивается возможностями противостоять государству в случае неправомерного его вторжения в сферу личностной автономии либо неисполнения своих обязанностей перед человеком и гражданином. Получение лицом определенных прав и свобод при этом налагает на него определенные обязательства по их использованию, по сознательному самоограничению в интересах иных лиц, общества и государства. В этом состоят пределы взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства. Более подробная регламентация остальных прав и обязанностей человека и гражданина, а также обязанностей государства по их обеспечению содержится в тех главах, которые предметно связаны с их осуществлением.

В-четвертых, в научном макете новой Конституции России провозглашается принцип правового равенства, который заключается в равенстве не только прав лиц, но и гарантий их реализации, обязанностей и ответственности. При этом, наряду с обычными требованиями антидискриминационного характера, закрепляются также права меньшинств (за исключением девиантных) в целях превращения потенциальных возможностей таких лиц в возможности фактические, в целях обеспечения подлинного равенства в приобретении и осуществлении прав между всеми субъектами.

В-пятых, новым является урегулирование правовой категории под названием "группа интересов". Ее создание связано с реализацией права на объединение. Цель закрепления данной категории в научном макете – введение еще одной формы непосредственного осуществления народовластия. Группы интересов приобретают в порядке, установленном законом, право участвовать в управлении делами государства.

В-шестых, в научном макете несколько иначе излагается закрепленный в части 3 статьи 55 Конституции РФ принцип ограничения прав и свобод – теперь он основан на высших ценностях России.

В каждом конкретном случае реализации данной конституционной нормы правотворческому органу или правоприменителю необходимо будет искать и находить баланс между правами и свободами, с одной стороны, и четко определенной высшей ценностью, во имя которой данные права подлежат ограничению, - с другой стороны. В-седьмых, научный макет не предусматривает должность Уполномоченного по правам человека в РФ, а только должности региональных уполномоченных. Представляется, что гарантии государственной защиты прав человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, их должностными лицами гораздо эффективнее на региональном уровне, а общефедеральные функции в этой части могут полностью взять на себя органы прокуратуры, которые, в отличие от Уполномоченного по правам человека, обладают большими полномочиями и разветвленным аппаратом.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...