< Август 2016 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Доля негатива в российских СМИ

19 февраля 2013 года
Закладки

Роль СМИ в формировании общества

Сегодня многие патриоты, как в стане защитников государственной власти, так и среди оппозиционных сил, отмечают, что средства массовой информации в России никуда не годятся и заняты чем угодно, но не донесением до соотечественников достоверных фактов. По их мнению, читатели, слушатели и зрители оказываются окутанными туманом мнений, оценок, догм и псевдонаучных теорий. Кроме того, нельзя отрицать, что последние десятилетия россияне подверглись беспрецедентному натиску консюмеризма: прямо или косвенно мы ежедневно сталкиваемся в среднем с тысячами рекламных сообщений. Благодаря СМИ люди в нашей стране чаще восхищаются не теми людьми, которые совершили героический поступок, внесли существенный вклад в развитие страны или пополнили культурное наследие творческим произведением, обреченным на многовековое бессмертие. Сегодня образцами для подражания становятся те люди, которые чаще появляются в СМИ. В том числе и люди психически неуравновешенные, ущербные, вульгарные, бездарные и попросту духовно нищие. В общем, все те, кто традиционно во всех традиционных культурах мира оставались, как минимум, незамеченными, а, как максимум, презираемыми.

Подача новостей и информационные поводы

Особый интерес вызывает освещение в СМИ внутрироссийских и мировых новостей. Новостные сообщения более, чем наполовину состоят из негативных новостей, представляющих текущее положение и будущее нашей страны в чёрных красках, даже, несмотря на то, что контрольные пакеты акций многих российских медиа-компаний принадлежат государству. Почему так происходит? Самое простое и интуитивно напрашивающееся объяснение состоит в том, что современные СМИ живут по законам бизнеса, а бизнес предлагает лишь тот продукт, который хорошо продается. Негативно окрашенные новости продаются лучше, потому что вызывают больший интерес, основанный на страхе.

И процент позитивных или нейтральных новостей полностью зависит от того, какова государственная политика по контролю национальных СМИ.

Влияние рекламы и рейтинговых агентств на характер публикаций

Но тут же возникает резонный вопрос: Почему именно Россия является одним из рекордсменов по доле негатива в новостях? Почему наше государство почти не уделяет внимания информационным потокам, позволяя СМИ формировать у населения неприязнь к собственной стране? Пожалуй, наиболее законченным ответом на этот вопрос является версия депутата Госдумы, Евгения Федорова, который указывает на ненациональный характер рейтинговых агентств, формирующих рейтинги российских газет, журналов, телеканалов, радиоканалов и интернет-изданий. Действительно, главенствующее положение среди рейтинговых компаний в России занимает агентство TNS Global. Доминирование этой американской корпорации с главным офисом в Лондоне стало особенно заметным, когда она в 2002 году поглотила своего главного конкурента, компанию Gallup Media.

Предположение о том, что отечественные СМИ, освещающие, в основном, события, представляющие Россию как преступное, нецивилизованное, обреченное государство третьего мира, получают от TNS Global более высокие оценки и, как следствие, имеют возможность больше зарабатывать на рекламе, выглядит весьма состоятельным.

Но давайте взглянем в лицо реальным фактам. Действительно ли средства массовой информации в России – явление из ряда вон выходящее, и ситуация в других странах выглядит иначе? Для того чтобы дать точный ответ на данный вопрос, я провел следующее исследование. С целью узнать процентное соотношение негативных и позитивных новостей изучались новостные выпуски на телеканалах некоторых стран за последние три года. Для каждого государства исследовались не менее ста новостных сообщений. В качестве исследуемых стран были выбраны: Сингапур, Германия, Китай, Швеция, Иран, Индия, Франция, США, Северная Корея, Бразилия и Россия.

Результаты исследования

Если все количество новостных сообщений в отдельно взятой стране мы примем за 100%, то особый интерес представляют следующие данные:

    • доля внутренних позитивных/нейтральных новостей;
    • доля внешних позитивных/нейтральных новостей;
    • доля внутренних негативных новостей;
    • доля внутренних негативных новостей.

Также отдельное внимание следует уделить совокупных долей позитивных/нейтральных и негативных новостей. Ниже представлены диаграммы, отображающие полученные данные по всем одиннадцати странам.

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Сингапуре
Рис. 1. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Сингапуре, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Германии
Рис. 2. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Германии, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Китае
Рис. 3. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Китае, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Швеции
Рис. 4. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Швеции, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Иране
Рис. 5. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Иране, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Индии
Рис. 6. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Индии, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей во Франции
Рис. 7. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей во Франции, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в США
Рис. 8. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в США, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Северной Корее
Рис. 9. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Северной Корее %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Бразилии
Рис. 10. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в Бразилии, %

Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в России
Рис. 11. Доля позитивных/нейтральных и негативных новостей в России, %

Если подсчитать совокупные доли позитивных/нейтральных и негативных новостей в СМИ для исследуемых государств, то они выглядят следующим образом (погрешность обусловлена округлением процентов):

Сингапур: 80% позитивных/нейтральных и 17% негативных.

Германия: 63% позитивных/нейтральных и 37% негативных.

Китай: 43% позитивных/нейтральных и 56% негативных.

Швеция: 31% позитивных/нейтральных и 68% негативных.

Иран: 58% позитивных/нейтральных и 42% негативных.

Индия: 33% позитивных/нейтральных и 67% негативных.

Франция: 22% позитивных/нейтральных и 78% негативных.

США: 24% позитивных/нейтральных и 76% негативных.

Северная Корея: 86% позитивных/нейтральных и 14% негативных.

Бразилия: 29% позитивных/нейтральных и 71% негативных.

Россия: 37% позитивных/нейтральных и 63% негативных.

Категории СМИ - основные выводы

О чем говорят эти данные? Они позволяют выделить следующие любопытные закономерности.

На рынке многих стран, не относящихся к Западному Альянсу, например, Китая, СМИ можно разделить на две категории: государственно ориентированные и либеральные. В первых доминируют позитивные/нейтральные новостные сообщения, а в последних – наоборот, негативные. Одним из ярких примеров либеральных телекомпаний, ориентированных на страны Восточной Европы, Азии и Латинской Америки является корпорация NTD.

На радиоканале Северной Кореи "Голос Кореи" внутренние негативные новости отсутствуют вовсе. При этом многие новостные сообщения представляют собой своеобразные "мосты" для рассказа о событиях прошлого. Рассказы о внешних событиях, в основном, представляют собой информацию о деятельности коммунистических партий различных стран.

Также интересно то, что среди российских телеканалов федерального уровня наиболее очерняющим Россию является НТВ, наименее – Россия. Сейчас различия между этими каналами по характеру новостей хорошо заметны. Однако так было не всегда. До выборов президента 2012 года разница между НТВ и Россией по количеству негатива в новостных выпусках была существенно меньше, что и повлияло на итоговые усредненные цифры.

Наиболее очевидное следствие из представленных выше данных – следующее.

Максимальная доля негативных новостей среди исследуемых стран наблюдается в США и Франции. Наименьшей долей негативных сообщений отличаются Сингапур и Северная Корея.

Что касается России, то можно с уверенностью сказать, что ситуация с долей негатива в отечественных СМИ не выглядит ужасающей на фоне других стран, и все разговоры о том, что нигде в мире телевидение, радио, газеты и интернет-издания так не очерняют собственное государство, как в Российской Федерации, являются преувеличением. Другое дело – сам характер негативных новостей. В ходе проведения исследования я обратил внимание, что у некоторых лидеров  по объему ужасающей информации в новостях, а именно: у Франции, США и Швеции, негативные сообщения касаются, в основном, чрезвычайных происшествий, внезапно обрушившегося кризиса, преступлений необычного характера и т.п. В то же время у стран с так же высокими значениями данного показателя, но не входящих в так называемый Западный Альянс, а именно: у России, Индии, и Бразилии, заметно бОльшая доля плохих новостей касается некомпетентности или коррупционности аппарата государственной власти, чиновников, государственных предприятий, правоохранительных органов и т. д. Полагаю, этот аспект следует рассмотреть более детально. Впрочем, это уже совсем другое исследование.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...