< Май 2022 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Страшный русский национализм

25 февраля 2013 года
Закладки

Поднявшийся визг по поводу введения миграционных патрулей, заставил вспомнить события совсем недавних лет. Погром в Кондопоге. Помните? Тогда Запад и наши "внутренние" либералы тоже захлебывались слюной от ненависти к проклятой "рашке" и ее президенту - диктатору. Любопытно, что ком национализма, как гражданского, так и этнического рос почти пропорционально благосостоянию граждан, так наибольший всплеск пришелся на период 2003-2006 годов, когда приток в российскую экономику "нефтедолоров" и иностранных инвестиций достигал рекордных отметок. Более того, именно этот период ознаменовался наибольшим количеством упреков и обвинений России в национализме, фашизме и т.д.

В России последних лет происходит очевидный подъем националистических настроений. Подъем внешне похожий на период конца 19-го века. Тогда "национализм" был предвестником глобальных потрясений, ныне он следует сразу за ними, однако насколько истинно похожи эти два периода? 

"В странах, где слабы демократические институты и гражданское общество, где неразвита или задавлена властями традиция отстаивать свои интересы через политические партии и представительные органы власти, людям свойственно объединяться по принципу близости крови или религии" - и это только один пример. Значит, дело не в демократии, вспомним, что в СССР демократии не было, как не было и столкновений подобно нынешним. Итак, бросается в глаза удивительная вещь: в большинстве столкновений наиболее тяжелые ранения, зачастую приводящие к смертельным исходам, получают русские. Однако аналитические и правозащитные центры ведут подсчет жертв национализма и ксенофобии только со стороны нерусских, так они указывают, что только за 2006 год нападениям подверглись 539 человек из них погибло 54, в 2005 году – 461 и 47, в 2004 – 258 и 46. Официальных данных по погибшим русским в межэтнических столкновениях автор не встречал. Вспомним почти двадцатилетнюю историю погромов – там цифры были гораздо скромнее. Так может дело все-таки в демократии?

Очевидно, что национализм – это идеология, но что гораздо важнее – это состояние общества. Гидденс писал, что "мир рушащихся традиций порождает фундаментализм".

С уверенностью можно сказать, что мир рушащейся идентичности порождает национализм.

Так, "исторический опыт и социологические исследования показывают, что отсутствие "внешнего врага" пагубно сказывается на единстве общества и зачастую ведет к брожению в социуме".

"В городе Кондопога (Республика Карелия) произошли массовые беспорядки - после поминок по жертвам драки с чеченцами местные жители разгромили и сожгли ресторан, рынок, магазины и палатки, принадлежавшие выходцам с Северного Кавказа. Милиция смогла навести порядок в городе через сутки, задержав более ста участников погромов" . Напомним, что у ресторана "Чайка", принадлежавшим чеченской общине города, в ходе завязавшейся драки между представителями чеченской диаспоры и местными жителями погибло два человека, оба русские.

Есть несколько версий непосредственного начала конфликта и его причин, но наиболее распространенная эта та, по которой на просьбу бармена указанного заведения вести себя потише разгоряченные спиртным двое молодых людей начали избивать бармена. Тот, в свою очередь, вызвал подмогу из представителей чеченской (иногда так же упоминается азербайджанская) диаспоры, которые, по прибытии, принялись избивать уже всех, кого попало, используя биты, кастеты, ножи и т.д.  В.И. Новодворская назвала, после указанных событий, Кондопогу "фашистским анклавом", а В.А. Рыжков заявил, что "произошла этническая чистка в масштабах города". И тут мы сталкиваемся со знакомым приемом манипуляции общественным сознанием и мнением. Еще в начале прошлого века Липпаман ввел в научный лексикон понятие "стереотип" — упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой "картинки" мира "в голове" человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. То есть, называя случившееся "этнической чисткой", либеральная общественность актуализирует отрицательные коннотации данной семантической картины. Таким образом, "на выходе" мы получаем сообщение, которое маркирует социальный факт. Порождая стереотип, порождаешь миф.

На Западе техника подобных "махинаций" со смыслами имеет глубокую историю и активно используется в решении внешне- и внутриполитических проблем. Так, например, "когда Запад силен, космополитизм служит ему мощным оружием для ослабления конкурирующих культур – этот вирус очень легко внедряется в сознание европейски образованной интеллигенции". Действительно, вспомним, что и Югославия, и Ирак подверглись перед оккупацией критики в национализме, как со стороны Запада, так и со стороны нашей либерально-демократической элиты. Григорий Явлинский прямо сказал, что "из-за разжигания национализма Югославия поплатилась", однако в этой ситуации мы опять сталкиваемся с приемом искажения факта – в Югославии шла гражданская война, и факт геноцида сербских албанцев, очевиден не менее, чем геноцид сербов в Косово. Эта политика получила распространение как "политика двойных стандартов". Погром в Кондопоге все-таки не был воспринят исключительно как проявление "национализма" и "национальной ненависти". Так, лидер Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) А. Белов (Поткин) назвал карельский город "героем".

Любопытно, что "власть" выступает "виновником" не только у консервативной, но и у либеральной общественности.

В не менее жарких дискуссия по поводу введения Основ православной культуры (ОПК) в школах В.И. Наводворская заявила, что "проблема в бездарности государства вообще и нашего в частности. Государство может иметь государственный язык, естественно в России это русский язык, потому что русских в России нас 80%, но государство не может иметь государственную религию, даже намеки на таковую. Ибо это уже наступление на свободу духа". Эти слова очень хорошо характеризуют происходящие в России процессы и отношение к ним Запада.

Очевидно, что мы всегда воспринимались как "враги" (эта тема отдельного разговора, но кажется разумным в нескольких словах обозначить ее в нашем исследовании). Подтверждением тому служат и сожаления "The Economist" по поводу окончания эры интеллигентского либерализма в России: совместно со своими американскими коллегами авторы были вынуждены признать, что, например, антисемитизма, антиамериканизма и негативного отношения к некоторым иным этническим группам в России нет (последние данные за 2002 г.). Наиболее негативное отношение к чеченцам и цыганам, однако, мне кажется в этом нет ничего удивительного – за последние 20 лет Россия дважды вела войну в Чечне, а цыгане давно стали "эталоном" организованной этнической преступности, то есть никакой "неожиданной" и "необъяснимой" вражды и фобии наше общество к "чужакам" не испытывает. По поводу Чечни и отношения к чеченцам хотелось бы заметить, что

исчезновение более чем 180 тысяч русских (русскоязычных) – это геноцид.

Даже не национализм, хотя и он обильно присутствует в республике: "Решающими факторами, определяющими в настоящее время рост эмиграционных настроений среди некоренного населения, являются курс руководства республики на создание чеченского национального государства, фактическое устранение нечеченцев из сферы управления и руководства, процесс "исламизации" государственности и общества. Подчеркнем, что все эти процессы осуществляются насильственными методами".

Касательно же "коренного населения" хотелось бы напомнить, что "население горной Чечни, стремившееся к переселению на равнинные земли, надеясь получить в этом поддержку русского правительства, политически тяготело к России".

Однако глупо отрицать, что нападения и убийства на этнической почве в России совершаются. Чуть ли не ежемесячные сообщения из Воронежа, периодические из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, а в последнее время и из Москвы, очевидно, служат нам пищей для рассуждений. Мы уже оговорились, что не станем вдаваться в анализ экстремистских группировок и организаций, на долю которых приходятся многие из таких нападений. Они все-таки не отражают реальной политической и социальной атмосферы. Убийств и избиений не поддерживает ни одна из серьезных националистических или патриотических организаций.

Зачастую бытовым преступлениям приписывается националистический характер, иногда подобные преступления носят очевидно политический и показательный характер. Так, убийство в Санкт-Петербурге сенегальского студента Л.Самбы не только вызвало акции, организованные движением "Наши", когда на улицы города были выведены порядка пяти тысяч студентов протестующих против фашизма и т.д. Но и тем, что "убили […] как по анкете […]: чтобы ни следа наркоторговли, ни какого-нибудь криминала, который может бросить тень на чисто расистское убийство". Рядом с телом нашли ружье, на котором были оставлены ксенофобского содержания надписи и рисунки, что заставляет задуматься – не было ли преступление специально организованным политическим "спектаклям". Цинизм современного общества вполне позволяет такое допустить. "Серия "ксенофобских" преступлений работала на статистику безоговорочно: таджикская девочка, резня в синагоге, нападение на министра Заура Тутова и журналиста Мирзоева — всё абсолютно четко ложится в картину вдруг пробудившегося в России нацизма. […] И вот уже левая "Родина", оказывается, никакая не левая, а коммунисты никакие не коммунисты, а коммуно-фашисты […] Национал-большевики и даже ультралевый АКМ — все объединяются в одно большое явление возрождающегося русского фашизма".

"Что, в России никогда не было фашизма? Ничего, всё равно возрождается!".

Еще один яркий пример: 19 июня 2007 года городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор по делу об убийстве конголезского гражданина Р. Эпасака. Четверо петербуржцев А. Герасимов, Ю. Громов, А. Оленев и В. Орлов в возрасте от 16 до 18 лет получили сроки от 7 до 14 лет соответственно. При этом в июле 2006 года суд присяжных ребят оправдал[29]. "Свидетели в суде подтвердили алиби Орлова и Громова. По данным оператора сотовой связи, Герасимов в 20.26 и 20.27 именно в момент нападения разговаривал по телефону. Возможно ли одновременно говорить по телефону и бить человека ногами, руками и ножом"[30] и т.д. и т.п. Проблема заключается совершенно в другом – кто-то кого-то убил, и совершенно не обязательно из соображений расовой или национальной нетерпимости (это вообще крайне сложно доказать), так зачем поднимать тему национализма, да еще и сажать за это, судя по всему, невиновных людей?

Другая ситуация с осуждением А. Копцева. Напомним, что двадцатилетний житель Москвы 11 января 2006 года напал с ножом на прихожан синагоги на Большой Бронной улице. В результате девять человек получили ранения. В ходе предварительного следствия было установлено, что Копцев действовал в одиночку и не состоит в экстремистских группировках. Мосгорсуд ранее признал Копцева виновным в покушении на убийство (статья 30, статья 105 УК РФ) и приговорил его к 13 годам заключения в колонии строгого режима. При этом суд оправдал его по статье 282 УК РФ – "разжигание национальной и религиозной розни".

Однако "решение суда было обжаловано и стороной обвинения и стороной защиты в Верховном суде России, который отменил вынесенный приговор и вернул дело на новое рассмотрение" в ходе которого все было решено "как надо": "Мосгорсуд приговорил Александра Копцева, признанного виновным в покушении на убийство и разжигании национальной и религиозной розни, к 16 годам тюремного заключения. Кроме того, он будет обязан проходить принудительное лечение у психиатра по месту отбывания наказания в колонии строгого режима",- интересно почему именно это было для него главным, а не осуждение человека напавшего на ни в чем не повинных прихожан синагоги?

А ведь УК РФ гласит ст. 282.2.а: "Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе совершенные с применением насилия или с угрозой его применения". Человек нарушил закон – факт, так осудите его за факт, а не за домыслы! В отношении истории с Копцевым на ум приходит только одна фраза: "Антисемитами в США сегодня называют вовсе не тех, кто не любит евреев, а тех, кого не любят евреи".

В подтверждение подобного положения вещей в Западном мире, куда мы стремимся, не взирая ни на что, позволю себе обильные цитаты из Питера Дж. Бьюкенена. Советник президентов Никсона и Рейгана приводит такой пример: "В 2001 году Бруклинский музей представил выставку Рене Кокс "Тайная вечеря мамочки Йо". На одной из фотографий раздетая донага мисс Кокс изображала Иисуса, одиннадцать чернокожих приятелей выступали апостолами, а единственный белый олицетворял собой Иуду. Когда мэр (Нью-Йорка,- Д.Г.) Джулиани позволил себе пройтись насчет "антикатолической направленности Бруклинского музея" и создал комиссию по "наведению порядка". Глава Бронкса Фернандо Феррер заявил, что предложение мэра напомнило ему "Берлин 1939 года". […] Антикатолицизм (как и высмеивание и надругание над христианством во Франции и России,- Д.П.), этот антисемитизм интеллектуалов, есть "мода" современной элиты. […] Что произойдет, если им вздумается высмеять Холокост – например, выставить компьютерный коллаж: голая Анна Франк флиртует с эсесовцами в Освенциме? […] Мы знаем ответ"[40].

И, действительно, ответ очевиден - в той же Европе за отрицания Холокоста, как известно, грозят тюремные сроки (один из наиболее громких примеров - дело Д. Ирвинга). У нас, правда, пока нет, но зато "разъяснительная" работа уже проводится[41]. И дело ведь отнюдь не в том, что катастрофы не было: целенаправленное уничтожение евреев - это исторический факт, но в прямом смысле трагедия еврейского народа в современном мире превратилась в какой-то политический фарс. Как можно осуждать человека за отрицание чего-либо!?

Если я не верю, что Земля круглая - я не становлюсь преступником, но у демократии другая логика.

Еще одним важным моментом является то, что помимо евреев целенаправленному уничтожению подвергались цыгане. Однако никто не выплачивает цыганам компенсаций, не собирает по этому поводу научных конференций и т.д. Все "европейское" и "христианское" может быть легко подвергнута критике и быть высмеянным, в то время как европеец или христианин и рта открыть не смеет. Вспомним, что подтверждением самых мрачных предположений стала реакция мусульманского мира на карикатуры в "Илландс-постен". Религия, как основа всего исламского мира и культуры, подвергшаяся "поруганию", стерла все границы и устранила внутренние конфликты: "сунниты, шииты, представители разных мусульманских сект, арабы, персы, турки, малазийцы, индонезийцы […] Во всем мусульманском мире день за днем происходят антиевропейские демонстрации"[42], "Саудовская Аравия отозвала посла из Копенгагена, а Ливия заявила о намерении вовсе закрыть посольство. Наконец, […] вооруженные палестинцы захватили офис Евросоюза в секторе Газа"[43]. Но вернемся в Россию.

Вот еще один пример уже совсем из другой области. Во время матча чемпионата России по футболу сезона 2007/2008 между командами Крылья Советов (Самара) – Спартак (Москва) на трибуне болельщиков из Москвы появляется баннер адресованный чернокожему игроку Спартак со словами "Monkey go home"*. На следующий день (13.08.2007) ведущая спортивная газета страны "Спорт-Экспресс" выходит со статьей на первой полосе озаглавленной "В Европу – с циркулем?", где называет баннер "расистским", сравнивает выходку болельщиков с поведением фашистов, мерявших черепа и пишет, что, дословно: "в основе ксенофобии всегда лежит убожество. Я убогий – но белый". Под "национальным консенсусом" видимо понимается то, что "гордится своим белым происхождением – это расизм. Признать, что между расами есть различия – расизм".

"Защищать интересы своей расы – это расизм, но только в том случае, если раса белая. Иначе это уже называется борьбой за свои права"

Масла в огонь и без того накаляющейся межэтнической обстановки подливает последовательное игнорирование факта национальной подоплеки большинства конфликтов, то есть русские совершают преступления "по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести", а преступления против русских совершаются из каких угодно соображений, но только не из этих - цинизм современной политической власти России, преследование боевых офицеров выполняющих приказы (Буданов, Ульман), война с сакральным знаменем победы, бессилие на международной арене, в совокупности с переходящей все границы экзистенциальной фрустрацией, потерей идентичности, стремительным сокращением русского населения - создают в стране взрывоопасную обстановку.

Очевидно, что вопрос "кто мы?" и "кто против нас?" начинает становится одним из главных в современной общественной жизни России. И здесь нельзя не учитывать, что интернационально настроенных людей с каждым годом становится все меньше в 2003-05 гг. их было 49-53% сейчас же 44%. А что Запад? Он собственно целей своих не скрывает – в России должна быть демократия, потому что демократия это единственная возможная форма правления, все остальное есть наступление на свободу. При чем то, что русский народ не хочет демократии, не хочет либерализации экономики, да вообще не хочет иметь с Западом ничего общего, что убедительно доказывают все выборы последних лет, где СПС, Яблоко и остальные более мелкие прозападные (проамериканские, в основном) партии мягко говоря не пользуются поддержкой населения. Это как правило списывается на то, что выборы фальсифицированы и т.д. и т.п. Но ведь когда по телеканалу НТВ в программе известного журналиста Соловьева сталкиваются представители, условно назовем их так, западников и славянофилов, то последние побеждают за явным преимуществом! Это-то не фальсификации, это-то точно "глас народа".

О чем, вообще, может идти речь, когда мы читаем следующее: "по большинству наиболее актуальных вопросов в Совете Безопасности авторитарные страны явно противостоят демократическим: если вторые систематически требуют введения санкций и принятия других карательных мер против Ирана, Северной Кореи, Судана и других авторитарных стран, то первые столь же систематически сопротивляются этому нажиму". Порой складывается впечатление, что на Западе сами не понимают, что говорят. Демократические страны, цитадели свобод и равенства требуют "карательных мер" к странам заведомо более слабым нежели они! Это абсурд! Но что еще более страшно, нарождающийся "русский национализм" - это не организованная реакция на какое-то давление извне или внутренние противоречия, это не продуманная и последовательно реализуемая политика каких-то групп населения как было, допустим, в начале прошлого века с РКПб. Нет, это начинающаяся агония современного российского общества, русского народа, ведь "ни националистической идеологии, ни заметного национального движения постсоветская Россия не породила. Объясняется это тем, что

господствующая элита слишком далеко зашла по пути глобализации, а националистической контрэлиты страна так и не дождалась.

Причины последнего коренятся в большой российской культурной традиции, которая никогда не была узконационалистической. И русская литература, и российская политика по-своему работали над вселенскими, общечеловеческими проектами — ни на что меньшее русский тип духовности не мог согласиться"[55]. Так мы скатываемся в пропасть межэтнических противоречий и междоусобных склок, пропасть, из которой всего две дороги, как в Югославии или как в США. Русская поговорка гласит: "из двух зол выбирай меньшее". Пришло время вспомнить старую ирландскую поговорку: "из двух зол не выбирай". Что нам это дает?

  • Национализм в современном российском обществе – это факт. Пожалуй, впервые за всю историю нашего государства он проявляется столь четко, разделяется столь широкими массами населения, находит поддержку и понимание у самых разнообразных политических, общественных, экономических, культурных и т.д. организаций и объединений.
  •  Национализм гражданский уступает место национализму этническому. Он проявляется в неприятии не одной доминирующей группой кого-то "другого", а фактически тотальном нарастании противоречий в обществе. Межэтнические столкновения происходят между совершенно разнообразными этносами и национальностями в самых разных регионах страны.
  •  "Русский национализм" проявляется как в нарастающей фобии "пришлых", так и в страхе и недоверии к властям. Он лишен маломальской структуры и организации, не имеет четко выраженной идеологии и приоритетов. Однако проявляются тенденции к его постепенному оформлению в организованную общественно-политическую силу.

И, наконец, "русский национализм", как и прежде, в большинстве частных случаев и в целом по природе своей является ответной реакцией на попирание национальных интересов и ценностей, нарушение вековых традиций и законов, как представителями властей, так и этническими группами. Очевидно, реакцией не всегда адекватной. И, тем не менее, он есть следствие, а не причина.

Е. Альбац, The New Times № 8 за 02 апреля 2007 ист. http://www.newtimes.ru/index.php?page=journal&issue=8&article=345
[2] Французский джихад // Спецназ России №11 (110) ноябрь 2005
[3] Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М. 2004 г. стр. 20
[4] Хантингтон С. Кто мы? М.: АСТ, 2004, стр. 44
[5] Сурков В.Ю. Национализация будущего//Эксперт" №43(537) 20 ноября 2006
[6] Там же.
[7] См. напр. А. Бурибаев, А.Вернидуб. Кондо максимум//Русский Newsweek, специальный выпуск № 50 за декабрь 2006 - № 1-2 [128] за январь 2007
[8] См. подробней http://dadebatam.ru/
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Варшавер Е. Как избежать Кондопоги. ист. http://www.polit.ru/analytics/2006/09/18/kondopoga.html
[12] Известный журналист О.Кашин, например, пишет: "Суть […] мифа примерно такова: конфликты на национальной почве происходят потому, что за массовой иммиграцией выходцев с Кавказа и из Средней Азии в традиционно русские регионы стоит нынешняя российская власть, которой выгодно иметь дело не с собственным народом, а с безропотно-послушными и сговорчивыми мигрантами, которых власть ценит гораздо больше, чем коренное население. […] И это значит, что впервые в своей более чем тысячелетней истории Российское государство окажется лицом к лицу с угрозой русского сепаратизма" Ист. http://www.vzglyad.ru/columns/2006/9/15/49083.html
[13] Ист. http://news.1ru.net/news/718790.html
[14] Financial Time от 02.01.2007 ист. http://www.rambler.ru/news/politics/putin/9433990.html
[15] См. напр. И.Прокопьев. Развод и шатания//Русский Newsweek № 11 (137) за 2007 г.
[16] Arkansas Democrat-gazette цит. по Они о нас//Комерсантъ. Власть № 9 [714] за 2007 г.
[17] Trenin D. Putin’s choice//The World in 2007. 21st edition p. 47
[18] Живов В. ФАШИЗМ НЕ ПРОЙДЕТ!//Спецназ России № 3 (126) Март 2007
* Например такие заявления: "Россия отнюдь не находится под угрозой американской оккупации. Однако ее положение на международной арене становится с каждым годом все более опасным вследствие прогрессирующего распространения в российском обществе эксцентричных теорий заговоров, иррационального антиамериканизма и фантастических интерпретаций мировой политики" А. Умланд ист. http://www.newtimes.ru/index.php?page=journal&issue=8&article=347
[19] Уткин А.И. "Вызов запада и ответ России". М. 2002 г. Стр. 367
[20] В.А. Рыжков. Публичные дебаты с А.А. Беловым см. http://dadebatam.ru
[21] Б.Е. Немцов. Публичные дебаты с Д.О. Рогозиным см. там же.
[22] См. Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Сборник статей за 1997-2002 г. М. 2004 г.
[23] Там же.
[24] Блиев М.М. О некоторых проблемах присоединения народов Кавказа к России//История СССР. М. 1991 г. №6, стр. 73
[25] Львин Б., Илларионов А. Россия должна признать независимость Чечни//Россия Путина: история болезни. Сб. статей, сост. Михайловская Е. М. 2004 г. стр. 219 -227
[26] Исмагилова Р. Африка в тисках национальных проблем//Observer ист.  http://www.rau.su/observer/N13_95/13_05.htm
[27] Баранов А. ШЕРШЕ ЛЯ ФАШ. Чтобы победить фашизм, нужно его найти//Завтра №16 (648) от 19 апреля 2006 г.
[28] Там же.
[29] Подробное описание процесса и комментарии по нему см. Антонов А.В. Осуждены невиновные. Истинные преступники на свободе//Дуэль №28 [526] от 10 июля 2007 г.
[30] Там же.
[31] http://www.lenta.ru/news/2006/09/15/sixteen/
[32] http://www.mignews.com/news/society/cis/120106_135634_94271.html
[33] Холмогорова Н. Признак "коричневой чумы"//Спецназ России №1 (112) за январь 2006 г.
[34] Там же.
[35] http://www.newsru.com/religy/21jun2006/lazar.html
[36] http://www.uk-rf.com/glava29.html
[37] Холмогорова Н. Признак "коричневой чумы"//Спецназ России №1 (112) за январь 2006 г.
[38] Там же.
[39] Фридман В.П. Социалистические Штаты Америки. Дежа-вю или Новые песни о старом. М. 2006 г. стр. 84 Заметим, что автор сам является евреем, да еще и гражданином США, и его упрекнуть в антисемитизме представляется трудным.
[40] Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М. 2004 г. стр. 264-265
[41] См. напр. http://www.polit.ru/analytics/2006/11/24/revizionisty.html
[42] Карикатурная война//Спецназ России №2 (113) февраль 2006
[43] Ист. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid_4664000/4664846.stm
* Автор сознательно оставляет "оригинальную" формулировку без перевода. Матч состоялся 11.08.2007
[44] Богданов Б. В Европу – с циркулем?//Спорт-экспресс № 182 (4462) от 13 августа 2007 г.
[45] Егоров С. Фанаты против “Спартака”//Советский спорт №118 (17 306) от 15 августа 2007 г.
[46] Н.Ю. Белых//Разговор без правил. О2tv повтор эфира от 14.08.2007 г.
[47] Фридман В.П. Социалистические Штаты Америки. Дежа-вю или Новые песни о старом. М. 2006 г. стр. 86
[48] Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge – London. 1993, p. 261
[49] См. напр. В. Шуленин. Русофобия или политика скрытого национализма?//Журналистика как поступок. Кострома. 2006 г.
[50] ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 603. Россия для русских – или для всех? Ист. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskiarkhiv/item/single/3772.html
[51] После Кондопоги //Спецназ России №4 (127) за апрель 2007 г.
[52] ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 603. Россия для русских – или для всех? Ист. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3772.html
[53] А. Бурибаев, А.Вернидуб. Кондо максимум//Русский Newsweek, специальный выпуск № 50 за декабрь 2006 - № 1-2 [128] за январь 2007
[54] Каган Р. Мир раскалывается…на кону демократия//The Times от 3 сент. 2007 г. ист. http://www.inosmi.ru/stories/01/06/28/3008/236369.html
[55] Панарин А.С. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой//Русский архипелаг ист. http://www.archipelag.ru/geoeconomics/global/temptation/nation

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...