< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Мобилизация и пассионарность как факторы выживания

05 марта 2013 года
Закладки

Нынешняя власть сегодня не готова к мобилизации, т. к. считает, что еще не до конца использовала нынешнее положение в своих собственных интересах, "а в крайнем случае — улетим на Сейшелы". По большому счету, единственным публично заинтересованным "стейкхолдером мобилизации" можно считать гуманитарную интеллигенцию, всегда мечтающую чужими руками воплотить в жизнь свои радикальные мечты. Из предыдущего изложения вытекают несколько базовых условий общегосударственной мобилизации.

  • - Довольно высокий уровень однородности мобилизуемой массы;
  • - Эффективная массовая идеология (ценности, идеалы, смыслы);
  • - Определенная закрытость страны ("мобилизуемого" объекта);
  1. - Крепкие институты принуждения;
  • - Пассионарные лидеры, персоны-герои (культурные образцы).

К 2012 г. ни одного из этих компонентов не было и не предвидится при сохранении действующих тенденций. Вывод: при нынешнем состоянии нашего общества всеобщая мобилизация (мобилизационный режим общества и государства) возможна даже не при наличии прямой и безусловной угрозы, а при достижении степени опасности терминального уровня (пример — не просто военное вторжение, а непосредственный геноцид всех групп населения).

Но мобилизация вполне возможна в отдельно взятых слоях населения, удовлетворяющих вышеназванным критериям внутренней однородности, чувствительности к идеологическим мотивам и стимулам, слабой привязанности к настоящему (нечего терять, легко жертвовать). Все эти качества присущи, например, молодежи малых и средних городов (в больших все уже по-другому), определенным профессиональным группам, некоторым национальным и территориально локализованным сообществам. То есть вполне можно формировать частичные мобилизационные сегменты, точки прорыва. Кстати, гомогенность, закрытость и даже экономически рациональная стимуляция в таких сегментах может достигаться уже известными и проверенными социальными технологиями. Примеры: интеллектуальные "концентраторы" — академгородки, закрытые "атомные города" и прочие "интелполисы", или ударные комсомольские стройки — БАМ, "Уренгой — Помары — Ужгород" и пр.

Иными словами, тотальная мобилизация маловероятна, но возможна мобилизация частичная, точечная. Такая мобилизация более эффективна еще и потому, что в отдельных случаях не так заметна глазу каждого, а значит менее подвержена идеологическим, административным и прочим диверсиям и эрозиям.

Важнейшим ресурсом в рамках мобилизационной системы является идеология, обеспечивающая сознательное отношение каждого к общим целям, установку на самопожертвование ради их достижения, абсолютное доверие к вождям и беспрекословное повиновение их воле.

Борьба за общее благо (национальная независимость, экономический рост, всеобщая грамотность, здоровое общество) выступает здесь как внутренняя потребность каждого и как средство разрешения личных проблем. Таким образом, пассионарность является фактором, влияющим на выполнение функций народонаселения и власти с точки зрения обеспечения жизнеспособности страны. В то же время, на саму пассионарность влияет целая система факторов, которая в конечном итоге сводима к системе управленческих действий в рамках государственного управления.


***

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

В настоящее время оптимальным было бы увеличение доли молодежи, а также прогнозирование этого процесса в целях его совмещения с периодами, когда потребуется социальная энергетика молодежи для осуществления преобразований. На данный момент попытка исправить демографическую ситуацию не использована. Возможность использования социальной энергетики "поколения бэби-бума" 1980-х фактически исчерпана, их энергетика канализирована в социально-экономическую сферу: реализация национальных проектов по жилью и демографии, частично в сферу предпринимательства. Часть социальной энергии сублимирована при помощи алкоголизма и наркомании.

Сглаживание этого потенциального пика социальной активности позволило решить тактические задачи – избежать "оранжевой революции" в 2004 г. и 2008 г.; однако в стратегическом плане это несет существенные риски.

Возможности эволюционного последовательного изменения сложившихся тенденций оказываются упущенными, и для их перелома в ближайшее время может потребоваться рывок, для которого нужна социальная энергетика. Однако ее потенциал очень низкий – за поколением бэби-бума идет малочисленное поколение 1990-х, энергетика которых, даже если и окажется очень сильной, будет иметь относительно немного- численных носителей и может быть поглощена решением тяжелейших социально-экономических проблем 2010-2020 гг. То есть проблемы заключается в следующем: снижающаяся доля молодежи, отсутствие человеческого потенциала для осуществления кардинальных перемен. Для их решения необходимо максимальное использование уходящей социальной энергии поколения 1980-х. Для решения прежде всего демографических проблем и создания демографической основы для коренных преобразований в период 2020-2030 гг. А так же: укрепление института семьи, обеспечение социальных гарантий и значимость многодетности.


***

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Оптимальная ситуация должна быть такова: сбалансированная молодежная политика, поддерживающая социальную энергетику молодежи и направляющая ее в нужное русло. На деле же мы имеем акцент на погашении социальной энергетики молодежи путем сублимации (развитие экстремальных видов спорта, поощрение движения спортивных фанатов). Косвенные механизмы сублимации – наркотики и алкоголь. Попытки канализировать социальную энергетику – национальный проект "Доступное жилье" и демография, проправительственные молодежные движения. Проблема неумения создать и использовать конструктивную созидающую социальную энергию молодежи. Молодежная политика должна осуществляться с учетом возможностей и рисков социальной энергетики молодежи, а также в соответствии с долгосрочными прогнозами и программами развития России. Необходимо закрепление широкого выбора общественно приемлемых путей приложения созидательной социальной энергетики молодежи, введение молодежи как субъекта конституционно-правового регулирования.


***

ВНЕЗАПНЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Тут оптимум сложно определить, всплески должны совпадать с периодами кардинальных общественных преобразований, в том числе для разрушения отживших общественных и социальных форм. В противном случае, они должны вовремя предупреждаться и погашаться. В настоящее время фактически ничего не понятно, т. к. мониторинг и прогнозирование в этой сфере не ведутся. Эмпирически ситуацию возможно оценить как отсутствие всплеска или понижающуюся фазу угасания того всплеска, который был на рубеже 1980–1990-х гг. Проблема: отсутствие данных, системы мониторинга и предупреждения внезапных всплесков. Значит требуется разработка методологии и создание системы мониторинга и прогнозирования всплесков социальной активности, использование этой информации в управлении пассионарным ресурсом общества и в прогнозировании развития России.


***

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Оптимальный уровень определяется исходя из баланса существующего и необходимого уровня социальной энергетики, явные и управляемые социальные конфликты являются способом сублимации и канализации излишней социальной энергетики, неуправляемые социальные конфликты имеют разрушительное воздействие. Неестественно низкий уровень социальных конфликтов дает основания предполагать использование эффективных механизмов подавления социальной энергетики и протеста. Использование механизмов подавления социальной энергетики создает угрозу возникновения неожиданных всплесков социальной активности разрушительного характера, перестает быть индикатором эффективности действий публичной власти и различных социальных групп.

Необходимо создание и применение технологий управления социальными конфликтами, повышение уровня готовности к конструктивным взаимодействиям в конфликте различных социальных групп: более активноеи спользование инструментов митингов, стачек, забастовок и иных форм, а не просто запрещение и подавление их.

Повышение роли субъектов политической системы, социального партнерства и гражданского общества в конструктивном предотвращении и разрешении социальных конфликтов. Закрепление правового института разрешения социальных конфликтов и споров: в трудовой сфере (стачки, забастовки), в социальной сфере (митинги), в политической сфере (митинги, акции протеста, акции гражданского неповиновения).

***

СКРЫТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Чем меньше скрытых социальных конфликтов, тем лучше. Отсутствуют достоверные данные, в т.ч. вследствие отсутствия системы мониторинга. Проблема: отсутствие системы выявления и проявления скрытых социальных конфликтов. Активизация функции выявления скрытых социальных конфликтов: через субъекты политической системы, путем создания альтернативного информационного контура для власти (повышения научности государственного управления). Установление ответственности политических руководителей, допустивших наличие и негативное развитие скрытых социальных конфликтов.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ В ЦЕЛОМ

Сегодня мы наблюдаем высокий уровень развития и открытости системы управления социальной энергетикой. Высокий уровень социальной культуры и сплоченности. Используется набор преимущественно негативных, манипуляционных технологий – в основном для подавления социальной активности и противодействия иностранным агентам, заинтересованным в ее повышении. Проблема: решение тактических задач превалирует над решением стратегических, разрушается цивилизационно-ценностная матрица, власть подпадает под воздействие своих же технологий (мифов). Требуется создание системы управления социальной энергетикой в России. Формирование положительного отношения к инициативам и стремлениям народа, направленным на повышение жизнеспособности страны.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ: СУБЛИМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ

Идеальным представляется момент, когда существует высокий уровень развития и культуры применения механизмов сублимации социальной энергии в конструктивных созидательных формах. На деле же, мы имеем недостаточный уровень развития инструментов сублимации, в основном – с "нулевым" социальным эффектом (не приносящим вреда, но и пользы). Недостаток механизмов социально-"полезной" сублимации. Разумным представляется развитие общественного сектора, добровольчества, благотворительности, популяризация служба в армии, развитие военно-патриотических клубов. Формирование положительного образа социально приемлемых видов деятельности и практик: благотворительности, военной службы, добровольчества т.п.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ: МОБИЛИЗАЦИЯ

Сейчас нам нужен ыысокий уровень культуры использования механизмов мобилизации. У нас же они используются слабо, в основном – на отрицательных образах ("образ врага"). Низкая социальная сплоченность при низком уровне мобилизации. Стоит задача создания системы управления социальной энергетикой в России. Введение института "обращений Президента РФ к народу", в т. ч. — чрезвычайных.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ: КАНАЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ

Оптимальным является наличие "широкого спектра" предложений для конструктивного применения социальной энергии, наличие эффективных механизмов их использования и высокой культуры их применения.

Как и в других сферах, в действительности обнаруживается недостаток механизмов каналирования социальной энергии, высокий уровень развития социально-неприемлемых способов каналирования социальной энергетики: алкоголизм, наркомания, экстремистские движения, секты.

Пассивная позиция властей, слом старых традиций и отсутствие новых, отсутствие устоявшейся социальной практики и культуры. Эти проблемы решит создание системы управления социальной энергетикой в России. Формирование негативной оценки социально неприемлемых практик.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ: МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

Минимизация манипуляции сознанием, вскрытие любых попыток манипуляции вместо, имеющего место быть, высокого уровня манипуляции сознанием как извне, так и внутри страны. Мифотворцы начинают сами жить под воздействием мифа – на наших глазах происходит разрушение системы власти. Немедлено нужно приступать к ведению просветительской работы, повышению уровня информированности общества о механизмах манипуляции и способах защиты от них. Закрепить на уровне Конституции высших ценностей России как отправной системы ценностей.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПРОПАГАНДА (БЕЛАЯ)

Любому обществу представляется оптимальным стабильный системный процесс глубокой общественной дискуссии по важнейшим проблемам, распространение информации, стимулирующей конструктивное развитие общества. В реальности - резкий недостаток объективной и глубокой информации, содержащей оценку сложившихся тенденций развития страны. Фактически отсутствует формирование культуры и системы "белой" пропаганды. Возможно совмещение с введением системы знаний о России – "Россиеведение". Формирование и удовлетворение социального заказа на такого рода информацию. Закрепление на уровне Конституции высших ценностей России как отправной системы ценностей.

***

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПРОПАГАНДА (ЧЕРНАЯ)

Естественным видится низкий уровень использования, низкая латентность такой пропоганды. Реальность же такова, что нас окружает ее чрезмерное использование как внутренними, так и внешними акторами. Засилье негативной пропаганды, информационная усталость населения. Сегодня же необходимо введение цензуры с целью пресечения потока "черной" пропаганды в СМИ. Наращивание "белой" пропаганды как альтернативы. Усиление ответственности за распространение заведомо ложной информации, непроверенных фактов, клевету, оскорбления и т.п. действия, в том числе в сфере политики, государственного управления.

ИсточникФрагмент 2 главы II тома монографии "Национальная идея России"

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...