< Март 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Подписка rss
Поиск Поиск
Признаки смягчения

27 марта 2013 года
Закладки

Наметились первые признаки отказа государства от жёсткой монетаристской политики, и декларируются намерения начать инвестирование в инфраструктуру. Такое мнение высказал гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин в интервью газете "Гудок".

 

– Степан Степанович, президент и правительство готовы смягчить бюджетное правило, по которому значительная часть нефтяных сверхдоходов ещё несколько лет будет отправляться в накопительные фонды. Более того, выражается намерение направить на инфраструктуру в ближайшие годы определённые средства с помощью различных финансовых инструментов. Чем вызвано это решение?

– Жёсткое бюджетное правило – это реализация монетаристской политики таргетирования инфляции, которая уже 20 лет применяется в нашей экономике. Несчётное количество раз было показано и доказано, что это правило, которое реализуется в виде стерилизации определённой части госдоходов, является ошибочным как с точки зрения управления инфляцией, так и ответственности государства за развитие страны. Уже невозможно не замечать, что эта политика превратилась в фактор торможения развития, и, вероятно, на высшем политическом уровне это начинают осознавать. Многолетние ожидания притока частных и иностранных инвестиций ни к чему не привели, потому что уже несколько лет даже при благоприятной экономической конъюнктуре фиксируется отток капитала.

По официальным оценкам, он достигает $80 млрд в год, а по неофициальным – ещё выше. Поэтому

нехватка инвестиционных ресурсов, доля которых опустилась до беспрецедентно низкого уровня в 19% от ВВП (к примеру, в Китае – 49%),

вынуждает правительство начать отход от прежней политики.

Что мы имеем фактически? Профицит бюджета урезается, и эти средства планируются на инвестиции в инфраструктуру. Речь идёт о 100 млрд руб., притом что объём недоинвестирования в этом секторе достигает $100 млрд. Поэтому решения ещё не масштабные, но даже они внушают определённый оптимизм.

– ОАО "РЖД" предлагает инвестировать в высокоскоростные и скоростные пассажирские перевозки. Что это даст стране? Почему это более приоритетно, чем инвестиции в те же электрические сети или в ЖКХ? 

– Критерии большей или меньшей привлекательности и приоритетности очень многочисленные. Тут и сроки окупаемости, и социальные эффекты, и вопросы безопасности и регионального развития, и геополитические интересы, и многое другое. Единый критерий неизбежно носит политический характер и агрегирует в себе ценности и установки политического руководства.

Основной довод в пользу строительства ВСМ и скоростных линий не столько социальный – возвращение к нормативам мобильности населения, – сколько экономический. Эффективность такого вида сообщений выше, чем традиционного. Кроме того, здесь вопрос стратегического развития страны. Проекты такого масштаба аналогичны тем, которые реализовывались раньше, – освоение энергии мирного атома и космическая программа. Это вызовет невероятную стимуляцию в системе интеллектуальных и образовательных потенциалов, рост новых технологий и даёт мультипликативный эффект для всей экономики именно за счёт высокотехнологичных производств.

Возникает и сильный психологический эффект, появится определённый оптимизм. Молодёжь получит импульс идти в высокотехнологичные сферы деятельности, ведь за прошедшие 20 лет у нас в значительной мере утрачен технологический потенциал, идти особо некуда. Как показывает опыт того же Китая, речь можно вести уже и о скоростной перевозке грузов. У нас ведь вопрос стоит так: или постепенное сырьевое угасание и переход в категорию второразрядных государств, или возвращение на высокий технологический уровень, вхождение в круг мировых лидеров.

– Можно ли решить проблему недоинвестирования в инфраструктуру, в том числе и железнодорожную, за счёт пенсионных средств? Ведь эти проекты в большинстве своём уходят далеко за горизонт привычных для бизнеса сроков окупаемости…

– Дело в том, что в балансе обеспечения пенсионных потребностей населения страны сегодня и в ближайшем будущем зияет большая дыра, и она компенсируется за счёт средств госбюджета. Поэтому копирование западных подходов с применением огромных резервов Пенсионного фонда у нас неуместно. "Дырой" финансировать финансовые проекты да ещё рассчитывать на доходность не получится. Речь всё равно будет идти о том, что через некоторые преобразующие этапы в эти инвестпроекты пойдут бюджетные средства. Но, принимая во внимание сегодняшнее нежелание государства финансировать инфраструктурные стройки из бюджета, хотя там и имеются средства, всё это остаётся под вопросом.

Второй момент связан с тем, насколько вообще ответственно размещать пенсионные средства в инвестпроектах. Они всегда рискованны и низкодоходны. Там обычно используется частно-государственное партнёрство, чтобы привлечь частный капитал. Поэтому я не думаю, что будет происходить масштабное инвестирование пенсионных средств в инфраструктуру. Это вопрос политической и социальной стабильности. 
Парадоксально, что намерение инвестировать в дорожное хозяйство сопровождается нежеланием инвестировать в железные дороги. А ведь все оценки и по коррупционной опасности, и по макроэкономическим эффектам, и по экологии показывают, что именно железная дорога должна являться приоритетом.

– Правительство не решается начать масштабные инвестиции в инфраструктуру, потому что ожидает экономического кризиса и падения нефтяных цен, что может привести к большому бюджетному дефициту. Насколько оправдан такой сценарий?

– К сожалению, высока вероятность, что такого сценария нам избежать не удастся. Зависимость от цен на нефть нарастает с каждым годом, и никаких реальных мер, которые бы способствовали переливу капитала из сырьевых отраслей в высокотехнологичные, не принимается. В то же время управление нефтяными ценами, объёмы закупок российских энергоносителей находятся в арсенале определённых международных политических сил.

Масштабные экономические кризисы организуются и управляются не только в интересах поддержания доходности долларовой пирамиды, но и для решения других геополитических проблем. Наша страна – единственная, которая имеет паритет по ядерным вооружениям с США, и это неизбежно делает нас геополитическими соперниками. Со времён СССР вероятность реализации нового разрушительного нефтяного сценария увеличилась в разы. Если в Советском Союзе доходы бюджета от нефти составляли всего 10%, то теперь – свыше 50%. А сбросить цены на нефть сегодня гораздо более реально, чем 30 лет назад, потому что они уже давно оторвались от спроса-предложения и являются результатом спекулятивной игры. Имея возможность вбрасывать любой капитал на биржу – либо из запасов, либо просто напечатанные доллары, – а затем просто отозвав его, можно уменьшить цену на нефть в несколько раз.

Как избежать такого сценария?

Нужно возвращать до должного уровня суверенные позиции государства в финансах и экономике. Нужно довести коэффициент монетизации экономики с нынешних 35–40% до 140–150%.

Расчёты показывают, что это не вызовет всплеска инфляции. Демонетизация нашего хозяйства, которая по монетаристской модели происходила ещё со времён правительства Гайдара, оценивается в $4 трлн, а это огромный резерв правительства. Не нужно никаких займов, необходимо просто вернуть финансовые ресурсы в оборот.

Второй момент – нужно перестроить структуру российской экономики, создавая преференции для высокотехнологичных видов бизнеса. У нас сейчас рентабельность таких отраслей исчисляется единицами процентов, а старых ресурсных отраслей – десятками. Их нужно привести хотя бы до приличного уровня, соответствующего западным практикам. Потому что эти доходы сырьевых отраслей не идут в нашу экономику, а в значительной степени уходят за границу. Разумеется, такая перестройка потребует масштабных политических решений. Но появляется всё больше свидетельств того, что руководство страны осознаёт необходимость перемен. 

Беседовал Сергей Плетнёв

Источник 

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...