< Октябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Почему России не выжить без веры. Взгляд атеиста

01 апреля 2013 года
Закладки

Православие в России и его влияние на народ

Игорь Станиславович Ашманов, один из ведущих специалистов в области IT в России, выступая 23 марта в радиопрограмме "Русская политика" на РСН, отметил, что в последнее время атаки в СМИ на Русскую православную церковь (РПЦ) и на патриарха Кирилла персонально, в частности, практически прекратились. Про историю с панк-группой Pussy Riot уже успели забыть и блоггеры, и журналисты. Сейчас уже трудно поверить в то, что попытки дискредитировать РПЦ активно предпринимались СМИ в период с марта по ноябрь 2012 г. Создается впечатление, что кто-то взял и выключил рубильник данного информационного потока. Но как долго продлится это затишье? Не последует ли за ним буря?

Что есть православие для России? Это религия государствообразующего народа. Это главная и наиболее прочная скрепа, позволяющая жителям России ощущать причастность к великой стране, к великому прошлому и к великой цели. При российской многонациональности, при отсутствии в стране государственной идеологии, при некотором развращении понятий патриотизма и любви к Родине, в настоящий момент

православие является главным препятствием для возможного развала России.

По этой причине мое отношение ко всем атакам на Русскую православную церковь крайне негативное. Я поддерживаю принятие закона об оскорблении чувств верующих, однако частично согласен с критикой некоторых его противников, которые говорят о том, что граница между действиями гражданина, оскорбляющими и не оскорбляющими чувства такого вида, должна быть проведена более четко.

Несмотря на свою позицию относительно РПЦ, я атеист. Был им в течение всей своей сознательной жизни и ни разу не ощущал неуверенности в своей позиции. Но что это за позиция?

Если опросить огромное количество людей, задав им вопрос "Что такое Бог?", их ответы будут весьма различны. Кто-то представляет себе персонифицированного Бога, обладающего вполне похожей на человеческую внешность, вполне человеческими чертами характера (в большинстве религий эти черты напоминают качества капризного подростка) и вполне неограниченным могуществом. Если говорить о Боге в этом смысле, то здесь я являюсь стопроцентным атеистом. И дело далеко не в том, что это крайне маловероятно с научной точки зрения. Сама идея о том, что творец, создавший все мироздание всего несколько тысяч лет назад, обладает человеческими качествами, близкой к человеческой внешностью и соизмеримым с человеческим интеллектом, вообще не заслуживает внимания связанного с наукой человека, к коим я себя отношу.

У каждой религии свой Бог

Большинство людей на Земле верят в одного Бога, при этом, не веря ни в одного другого. Например, Христиане не верят в Зевса, Будду или Аллаха.

Мусульмане не верят в существование Яхве, Перуна или Брахмы. Буддисты не верят в Христа, в Юпитера или в Даждьбога. Атеисты, как говорит известный биолог, Ричард Докинз, лишь делают на один шаг больше. И добавляют к огромному списку Богов, в существование которых они не верят, еще одно имя. В каждой религии Боги обладают различными чертами характера, пишут различные своды правил и даже проводят слегка разные границы между добром и злом. Взять тех же ацтеков с их обрядами массового жертвоприношения – ведь они совершали эти убийства ради своих богов. К счастью, большинство богов мира не требуют столь значительных жертв и ограничиваются только редкой кровью еретиков и трупами иноверцев в периоды войн на религиозной почве. Учитывая столь большие разногласия между различными персонифицированными Богами современности, а также сам факт того, что личности всех таких Богов, очевидно, созданы по образу и подобию человека, отнести их к тем же разделам мифологии, к которым отнесены и боги всех вымерших цивилизаций для критически мыслящего человека, для ученого, довольно нетрудно. Гораздо сложнее для вдумчивого человека отказаться от другой интерпретации Бога - от идеи о том, что Бог существует, но мы, люди, просто не можем себе представить, как именно Бог выглядит, чего точно хочет, что планирует, как нас создавал и т. д. Это, так называемая, теория разумного проектирования. Она гораздо менее основана на догмах и гораздо больше похожа на научную теорию. Пожалуй, главным аргументом адептов этой теории является утверждение о невозможности в результате эволюции создания сложных органов вроде человеческого глаза. Однако данные предположения легко опровергаются с позиций синтезированной теории относительности. Например, глубоководный моллюск наутилус является яркой иллюстрацией промежуточного развития глаза между его полным отсутствием и органом зрения человека.

При этом следует отметить, что для отрицания всех постулатов теории разумного проектирования с абсолютной уверенностью достаточных оснований нет. Если мы представим себе числовую шкалу от 1 до 7 и решим, что единица соответствует мнению о том, что Бог абсолютно точно существует, а 7 – что Бога наверняка нет, то моя позиция находится примерно на цифре 6. Я вполне допускаю, что Бог может существовать, но вероятность этого с научной точки зрения настолько мала, что она значительно меньше вероятности наличия жизни на Сатурне, к примеру. Но даже, если бы эта вероятность подтвердилась я сомневаюсь, что творец, сотворивший вселенную по замыслу, даже отдаленно напоминает то, что люди видят в своих представлениях о нем.

Вера как смысл жизни граждан России

Но некоторые люди на вопрос о том, что такое Бог, ответят, что это все самое лучшее, все самое доброе, что есть в человеке. Впервые такое понимание Бога я встретил в творчестве Льва Николаевича Толстого и сразу нашел его очень доступным и близким. Согласно ему, чем более видимая для человека существует граница между добром и злом, чем больше светлых поступков он совершает, чем больше он является примером всех лучших человеческих качеств, тем более верующим он является, тем ближе он к Богу, тем больше в нем божественного. Основываясь на этой интерпретации, можно считать верующими многих людей, которые себя таковыми не считают, например, убежденных коммунистов. И, наоборот, многих из тех, кто еженедельно ходит в церковь или даже является священником, назвать верующими язык не повернется.

Вера такого рода необходима человеку, потому что ему всегда потребно найти смысл жизни. И, почти всегда те люди, которые его находят, видят его в том, чтобы внести положительный вклад, оставить после себя положительный след в этом мире. Но ведь сначала необходимо определить, что это такое "положительный след". А для этого человеку нужно четко решить для себя, что есть добро, а что – зло. Получается, что вера в рассматриваемом нами здесь смысле является необходимым условием для обретения смысла существования человека.

Вера в способность человека делать мир чище и добрее соответствует религиозному, культурному, историческому и генетическому коду русского народа.

Поэтому, на мой взгляд, она является единственной возможной основой для государственной идеологии России, а также для русского мессианского проекта, адресованного всему миру.

Если таковая идеология будет разработана российскими властями совместно с экспертным сообществом и предложена народу, весьма вероятно, что это станет решающей вехой в становлении новой России, сильной, процветающей, к которой потянутся остальные народы планеты.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...