< Апрель 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Подписка rss
Поиск Поиск
Нравственное государство

11 апреля 2013 года
Закладки

Фрагмент доклада С.С.Сулакшина "На пороге нравственного государства". Полный текст доклада и другие материалы конференции по ссылке.

***

Что есть эволюция государства? Что есть правовое, социальное государство? Что есть нравственность в этом контексте, а, соответственно, что представляет собой нравственное государство? И что нужно делать конкретно, чтобы этот концепт мог бы претвориться в жизнь. Итак, как связана характеристика нравственности с государством? Государство — это неодушевленный субъект деятельности, и применять к нему антропоморфные человеческие и общественные характеристики не вполне уместно. Однако мы видим, что государство представляет собой совокупность функций и институтов, правовых механизмов, порядков, субсистем, процедур и т.д. (рис. 1).

Каждая из этих субинституций направлена в итоге на построение общественных отношений, в итоге функционирования государства формируется личность с её уже человеческими характеристиками, сообщество с его индивидуальными и кооперационными характеристиками. Эти свойства являются продуктом деятельности государственных институтов. Каких? Воспитания, образования, науки, культуры, пропаганды, массового информационного воздействия. Результат в отношении конечного продукта общежития — человека и общества — может быть разным: либо нравственным, либо безнравственным. Таким образом, нравственность государства возникает тогда, когда оно генерирует нравственные человеческие отношения. А для этого государство должно строить себя, свою деятельность, проводить конкретные государственные политики вполне определенным образом. При этом все пространство деятельности государства задается базовым нормативно-правовым документом, основным законом — Конституцией.


Рис. 1. Структура нравственного государства

Как мы понимаем, это вполне осязаемые предметы для строительства. Мы не разделяем внеконтекстное административно ограниченное категориальное развёртывание смысла государства, оно в данном случае контекстно, универсально и конструктивно.

Подобный подход означает, что государство — это социальная оболочка, которую общество создает в своих собственных интересах. А все остальное: насилие, безопасность, перераспределение, администрирование — это функции государства. Государство — это, прежде всего, социальная оболочка. В мегаистории можно проследить становление государства в промежутке от минус бесконечности до плюс бесконечности по времени (рис. 2).


Рис. 2. Историческая мегаэволюция государства

Зарождалось государство, конечно, в виде протоформ организации архаичных сообществ, но даже для этого уже требовалась управленческая пирамида: лидер, институты поддержания протогосударства, сильное меньшинство и более слабое большинство. Государство, которое родилось из 4 протоформ, собственно, было тождественно правовому государству, потому что кроме силы возникло еще и конвенциональное основание для жизнедеятельности этой оболочки — договор или протоправо, которое затем, в новое время, конечно, превратилось в право в полном смысле этого слова. Когда оно стало механизмом, доминирующим в системе регуляций общественных отношений, государство получило наименование правового. Тем не менее, и на этой стадии исторически доминировали интересы лидера, меньшинства. Однако большинство требовало своего — возник этап социализации государства, социальных революций, специфических регуляций и перераспределения, в основном касающихся меркантильных, материальных обстоятельств жизни большинства. Так родилось современное социальное государство.

Мы видим, что предложенный принцип представления эволюционирования государства включает в себя появление единого лидера, индивидуума, меньшинства, большинства. Однако по шкале интересов эти явления пока касаются физического тела, материальных благ, потребления. Совершенно ясно, что следующий этап развития неизбежно вызывает апелляцию еще к одному фундаментальному свойству человека и сообщества — к его духу, его нематериальным интересам и потребностям, которые, собственно, вторгаются и формируют сферу нравственности, социальности, гуманитарности, коммуникативности, социализированности поведения в среде себе подобных, в сообществе. Здесь очень важно видеть, что кривая неслучайно является восходящей. Речь идет о некой количественной мере в прогрессе человечества, сообщества и его оболочек (рис. 3).


Рис. 3. К вопросу о мере эволюционного прогресса человечества

Эта мера детализируется в математическом, количественном отношении, но качественно она звучит как мера очеловечивания человека и его сообщества. Ясно, что это направление прогресса. Когда мы видим на этой эволюционной кривой откаты, то очевидно, что это — регресс. Соответственно, классифицируя в таком весьма конструктивном и продуктивном формате эволюцию государства, можно увидеть, что по шкале от индивидуума к большинству, по шкале меркантильных интересов и потребностей выживания, человек постепенно приходит к необходимости удовлетворения потребностей более высокого ранга, которые связаны с "образом и подобием", с категориальным представлением о том, что человек есть человек, а не просто живое биологическое существо.

Существует колоссальный научный вызов в том пространстве теорий, идеологий и научных методологий, которое мы имеем на сегодня. Мы начинаем понимать, что нравственное государство как способ самоорганизации человеческого сообщества – это неизбежный, неслучайный эволюционный этап современных типов государства. Удивительно интересно, что всем знакомые концепты, описанные в учебниках, словарях и справочниках, такие как "правовое государство", "социальное государство", отчасти висят в воздухе, потому что пространство конструктивного смыслового воплощения остается где-то за кадром.

К сожалению, в современной жизни часто имеет место реальное практическое политическое государственно-управленческое лукавство, когда номинируются высокие и содержательные ценностные цели, но для их реализации не предпринимается ничего. Хуже всего, что даже нет представления о том, что нужно было бы делать!  Поэтому такой конструктивно-проектный подход, наряду с фундаментально-теоретическим и методологическим, оказывается очень продуктивным (табл. 1).


Табл. 1. Мегаэволюция государства

Соответственно, предлагается представление, что правовое государство — это государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности порядок, основанный на разных источниках его организации. Государство современности преимущественно основано на праве и на аппарате принуждения как института, который помогает это сделать.

Технология строительства здесь такова:

  • 1. Ценности личности и общества.
    2. Ценностная доминанта — порядок в общественных отношениях.
    3. Развитость права и правовых порядков (количество и качество).
    4. Развитость институтов и процедур правоохраны и правоприменения.
    5. Развитость и распространенность правовой культуры населения.
    6. Соответствие нормы права и справедливости (духа и буквы закона,
    ценности и материальной нормы).

В отношении социального государства в литературе имеется удивительный разнобой, контекстное разноголосие суждений. На самом деле это государство, которое доминантно целеполагает в своей деятельности интересы большинства населения в материальной сфере. К чему это апеллирует? К совершенно конкретным доминирующим ценностям и к механизмам процедур их достижения:

  • 1. Ценности личности и общества.
    2. Ценностная доминанта — коллективизм общежития, выравнивающий
    материальные блага.
    3. Перераспределение добавленной стоимости.
    4. Социальное страхование.
    5. Пенсионное обеспечение.
    6. Социальная защита (через перераспределение).
    7. Занятость.
    8. Демографические условия (здравоохранение, оплата труда, жилье — ЖКХ, психологический комфорт).

Как и с правовым государством, важно то, что в этих конкретных институциях строительства уже возникают элементы нравственного государства. Это сходные общественные и личностные ценности, без которых невозможно никакое конструирование общежития человека, оно включает в себя нравственность как базовую ценность, как ценность, отражающую социальность. Поэтому в этом контексте, требующем конструктивизма в смысле строительства, нравственность — это не тавтологическая этика и мораль. На самом деле, это мера очеловеченности человека как категориальной сущности, как сущности социальной. Нравственность ближе всего к социализированности намерений, действий, поведения и результатов человека и сообщества, а это уже формализуемая вещь, которая дает основание для практического государственно-управленческого и общественного строительства.

Здесь очень важно различать тонкие детали и нюансы. В частности, все мы говорим на языке ценностей, но ведь ценность бывает и умозрительной: смотришь, наслаждаешься, и ничего не происходит. А есть ценности-мотиваторы, которые дают импульс человеческим действиям, которые в свою очередь приводят к результатам. Именно это преобразование мира нас больше всего волнует. Соответственно, волнует, какие ценности мотивируют человека на то, чтобы он был человеком, а не животным, на то, чтобы результаты его деятельности были очеловеченными (рис. 4).


Рис. 4. Ценности-мотиваторы деятельности человека

Ценности-мотиваторы — это фундаментальный набор, если угодно — константа мира. Человеческое сообщество — это тоже принадлежность материального мира. У животного есть только три ценности-мотиватора: репродукция, опасность и голод. У человека, как видно на рис. 4, — 12 ценностей-мотиваторов, которые доказаны как набор смыслообразующих, целеобразующих, ценностнообразующих мотиваций деятельности. Здесь, безусловно, видно, как воплощается понимание нравственности, социальности, коллективности в деятельности человека и сообщества. Здесь нет места заблуждениям относительно перспективности либерального государства, которое индивидуализирует смысловое пространство человека — в этом контексте либерализм — это исторический тупик.

Итак, государство представляется как институты, механизмы, процедуры, порядки и нравственность, которую мы представляем как меру очеловеченности, как доминирующую ценностную установку.  Как эти два концепта соединяются друг с другом, как они порождают управленческий коридор? (Рис. 5).


Рис. 5. Нравственность и государства (на пути к технологии строительства)

Во-первых, нравственность, как и очеловеченность, имеет место в двух воплощениях. Первое — это конвенциальный тип, который как раз коррелирует с моралью и с этикетом поведения. Понятно, что человеческое сообщество может договориться, что для него сегодня является нравственным, а что нет. Сегодня, например, признаётся допустимым ходить топлесс. Может быть, когда-нибудь мы будем спокойно ходить без одежды, и это будет вполне нравственно, в полном смысле этого слова.

Абсолютная же нравственность как социальность, социализированность, требует определенного состояния институтов, права, механизмов, порядков, процедур в деятельности государства, и это уже предмет строительства. Так у государства возникает повестка для строительства этих самых институтов.

Прежде всего, этот подход должен быть закреплен, запрограммирован в главном документе страны — в её Конституции, которая пирамидально раскладывается на законы, требования, обязательные для исполнения, и это программирует развитие государства и сообщества в направлении нравственности или, наоборот, — безнравственности, как это происходит сегодня ввиду неолиберальной действующей Конституции.

В этом вопросе особое значение имеет цивилизационная идентичность. Для России это особенно важно. Здесь заложен провокативный момент, который связан с саморефлексией русских людей, с рефлексией российского сообщества в мировом масштабе: что нас отличает от других народов, что дает нам право на установление целеполаганий для мира на собственном примере, чтобы мир шел к очеловечиванию, а не к деградации по либеральным или социал-дарвинистским теориям? Важно понимать, что Россия — это именно Россия, отдельная страна, с собственным кодом успешности, с собственными потенциалами и ценностями (рис. 6).


Рис. 6. Цивилизационные профили России и Европы

На рис. 6 показаны результаты наших исследований. Очень важно, что такая социальная характеристика российского цивилизационно-идентичного сообщества как коллективизм является превалирующей — это особенность, это ключ к успеху российского общества. Итак, нравственное государство как этап эволюции связано с мегаэволюцией человеческого сообщества (рис. 7).


Рис. 7. Нравственное государство как этап эволюции

Мы убеждены, что человечество в мегавременных координатах идет к светлому "образу и подобию", а вовсе не к тому пониманию идеала, которое навязывается нам в обществе потребления и в социал-дарвинистской парадигме неолиберализма. Оно проходит как возникшая социальная оболочка регулирования и управления самоорганизации общества через необходимость установления порядка, в том числе, в виде правовых институций. Здесь совершенно ясно, что либеральное государство направленно в исторический тупик, потому что оно индивидуализировано и принципиально нарушает социализированность сообщества, поведения и результатов деятельности человека. Человечество прошло этап правового и социального государства. Сегодня мы стоим на пороге нравственного государства. Этот этап неизбежен в эволюционном будущем человечества. И чем раньше мы, в России, это поймем, чем раньше начнем реализовывать этот концепт в собственных реформах, чем более настойчиво это будет предлагаться мировому дискурсу, тем быстрее человечество сможет прийти к этому состоянию.

Каково на сегодня российское государство? Ответ очевиден:

  • — телефонное право;
    — коррумпированное право;
    — лоббистское право для богатого меньшинства;
    — дефицитное право;
    — плоская ставка подоходного налога;
    — min госрасходов в ВВП:
    — коэффициент замещения 25%;
    — заниженная оплата труда;
    — безработица;
    — расслоение по доходам;
    — 13% за чертой бедности;
    — географическая несправедливость.

Вопрос, который уже не раз звучал в российской истории: что делать? Как построить это государство будущего в России? Поскольку мы с вами являемся пионерами мировой мысли, и в этой сфере мыслим быстрее других, мы его построим. Наш ответ на сакраментальное "что делать?" абсолютно нетривиальный. Это не художественная выдумка.

Начнём с того, что есть два типа основного закона страны — Конституции (рис. 8).


Рис. 8. Два типа конституции

Один из них действует сегодня в России — это, как говорят, юридизированный вариант, который задает правовые институты государственности, самого государства, но умалчивает о ценностях, вследствие чего возникает эффект лукавства. В результате эта конституция и обслуживает богатое меньшинство. Об этом даже самые высокорангированные политические цитаты говорят без двусмысленности. "Бедный не может быть свободным" при том, что в конституции заложена единственная ценность права и свободы — это президентская цитата. Так что российская конституция — принципиально для богатых.

Но есть конституции другого типа, которые задают жизнеустройство всех сфер жизни общества и государства, прежде всего в отношении физического местоположения, территории страны, народа, людей и самого государственного управления. На этом основании был вычислен алгоритм успешности страны — математический алгоритм, сопряженный с принципиальным категориально-ценностным полаганием движения в сторону нравственного типа общества и государства. Он породил структуру и содержание проекта новой Конституции России. Этот проект совершенно конкретно решает целый ряд государственно-управленческих задач. О чем идет речь? Пожалуй, на этот вопрос лучше всего ответит фрагмент преамбулы научного макета новой Конституции:

"Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый Народ России, объявляя наивысшей ценностью преемствующую в веках и поколениях на единой российской священной земле нашу общую Родину Россию, провозглашая для нашей страны и всех нас будущее, основанное на единстве высших ценностей России, <…> заявляя о своей ответственности перед Богом, собственной совестью и людьми, по своей доброй воле определяем в настоящей конституции России жизнеустройство нашей страны".

Конституция и жизнеустройство страны базируются на высших ценностях России, которые формулируются в прямом, явном виде, это вытекает из требования нравственности как воплощения комплекса этих ценностей. Высшие ценности России вводятся как правовой институт и определяют все остальное:

Статья 1. Предмет конституционного регулирования

Конституция России устанавливает высшие ценности России, цели развития и порядок обустройства территории России, жизнеустройства Народа России, устройства государства и единого суверенного государственного управления в России…

Статья 3. Основные конституционные понятия

…Высшие ценности России — наиболее важные для жизнеспособности России характеристики Народа России, территории России и государственной власти России, закрепленные в Конституции России.

Жизнеспособность — способность государства, общества, человека существовать во времени и устойчиво развиваться в рамках реализации своих основных функций. В документ вводится понятие об ответственности власти за то, что она делает или не делает:

Статья 4. Государственные полномочия и ответственность

1. Государственные органы, их должностные лица реализуют свои полномочия в интересах России и Народа России.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих полномочий государственные органы, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством России.

3. Общество по результатам публичной оценки деятельности государственных органов, их должностных лиц может вынести им общественное порицание и, наряду с иными государственными органами, их должностными лицами инициировать применение к ним мер ответственности в соответствии с законодательством России.

Возникает понятие идеологии как обязательного ценностного манифеста общества и государства, влияющего на все остальное:

Статья 9. Идеология

В России признается многообразие идеологий.

2. Высшие ценности России формируют основу государственной идеологии. Государственная идеология формируется и поддерживается государством через воспитание, образование, науку, культуру, традиции, массовое информационное воздействие и защищается от внутренних и внешних посягательств.

3. Никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной и противоречить высшим ценностям России.

 Преодолевается лукавство либеральной доктрины и догматики в виде прав и свобод человека, которые привязываются еще и к обязанностям и долгу гражданина относительно других членов общества:

Глава 7. Права и обязанности человека и гражданина в России.

Статья 29. Основы прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России неотъемлемы от его обязанностей и ответственности.

Конституционный концепт правового государства получает технологическую развертку, которая управляема и которая может реализовываться в виде государственного строительства:

Статья 62. Россия — правовое государство

1. В России признается и действует принцип верховенства права. Государственные органы, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способами, установленными Конституцией России и законодательством России.

2. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы всех уровней, организации и общественные объединения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа гражданам России по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.

3. Государство способствует развитию самостоятельных институтов гражданского общества, политической демократии, контроля соблюдения прав и свобод человека и гражданина, реализации федеральных законов и других нормативных правовых актов, преодолению правового нигилизма населения.

4. В основе решений государственных органов и их должностных лиц лежит воля большинства, выраженная свободным голосованием. Защита прав меньшинства обеспечивается при принятии решений большинством.

Аналогично решается вопрос и с конституционным императивом социального государства:

Статья 64. Россия — социальное государство

1. Государственная политика России основана на принципе социальной справедливости, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное всестороннее развитие Народа России.

2. Государство в случае конфликта интересов обеспечивает баланс интересов всех граждан России, их объединений и общества.

3. Государство в соответствии с социальными стандартами стремится поддерживать и увеличивать благосостояние Народа России, обеспечивая и охраняя порядок, при котором социальная справедливость определяет деятельность всех организаций, с которыми связана жизнедеятельность граждан России.

4. Государство стремится свести к минимуму неравенство в социальных условиях и возможностях отдельных лиц и социальных групп, в том числе с разным уровнем дохода и с разным имущественным положением, проживающих в различных местностях или занятых в различных отраслях, а также характеризующихся иными различиями.

5. В целях соблюдения баланса интересов в обществе при перераспределении общественного блага:

  • а) государство создает государственные фонды общественного потребления, обеспечивает рост и справедливое распределение средств этих фондов…

То же самое с концептом нравственного государства:

Статья 65. Россия — нравственное государство

1. Государство и общество в России обеспечивают нравственное содержание всех общественных отношений, их направленность на воплощение высших ценностей России, а также социальность целеполагания и деятельности всех государственных органов и их должностных лиц, организаций.

2. Государственные институты, государственное строительство, целеполагание и деятельность государственных органов и их должностных лиц основываются на важности и ценности каждого человека вне зависимости от возрастной, религиозной, национальной, языковой и профессиональной принадлежности, социального статуса, индивидуальных особенностей, а также признаков пола и места проживания.

3. Государство регулирует массовое информационное воздействие в целях обеспечения общественной нравственности.

В новой конституции задаются специальные обязательные требования, которые не оставляют места лукавству и теневым конструкциям. В частности, социальная справедливость задается как правовое понятие, задаются институты перераспределения, которые реализуют социальную и территориальную справедливость:

Статья 167. Основания достижения социальной справедливости.

 1. Основаниями достижения социальной справедливости являются:

  • а) общественная нравственность;
    б) равенство права на достоинство каждого человека;
    в) законные интересы человека, группы интересов, общества;
    г) результаты труда;
    д) благодарность общества и государства за заслуги в общественно значимом служении человека;
    е) милосердное отношение к слабому и обездоленному.

Статья 225. Территориальная справедливость.

Государство обеспечивает людям вне зависимости от места их проживания равные права по удовлетворению своих потребностей и равные возможности для осуществлению своих прав и свобод.

Труд объявляется мерилом и основным источником права на получение блага, в то время как рента и ростовщичество ограничиваются:

Глава 32. Труд и иные источники права на получение блага

Статья 176. Труд

1. Труд в России является общественной ценностью и основным источником доходов и потребляемых благ. Государство и общество поощряют труд, повышают ценность, значение и престиж труда.

2. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

3. Труд мотивируется материальными и нематериальными способами.

4. Принудительный труд запрещен, за исключением случаев привлечения к труду в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда и иных случаев, установленных федеральным законом.

5. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

6. Каждый человек имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с работодателем и споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

7. Предпринимательская деятельность признается трудовой.

Социальное перераспределение задается императивным образом:

Статья 179. Социальное перераспределение

Государство в соответствии с законодательством России осуществляет перераспределение доходов физических и юридических лиц с помощью их прогрессивного налогообложения, формирующего доходную часть государственных бюджетов всех уровней, бюджетов государственных фондов общественного потребления в целях достижения социальной справедливости, осуществления социального обеспечения и вспомоществования нуждающимся членам российского общества, социального страхования, пенсионного обеспечения, управления имущественным расслоением российского общества и управления развитием для достижения целей России.

Задается необходимость обеспечения трудовой занятости как первейшей обязанности государства:

Статья 182. Трудовая занятость

1. Каждый человек в соответствии со своими возможностями и по своему выбору занимается трудовой деятельностью, направленной на материальное или духовное развитие общества, повышает свою квалификацию.

2. Государство ответственно за трудовую занятость трудоспособных граждан, за организацию подготовки и повышения профессиональной квалификации граждан.

Определяется ответственность государства в сферах здравоохранения, воспитания, образования, культуры:

Статья 193. Здоровье и здоровый образ жизни

1. Долг каждого человека заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.

2. В России ограничиваются проявления нездорового и безнравственного образа жизни, в том числе гиподинамии, плотских излишеств, наркомании, курения и потребления алкоголя, девиантного поведения. Запрещается любая их пропаганда и реклама.

3. Государство обязано обеспечивать условия и создавать инфраструктуру для ведения здорового образа жизни и пропагандировать здоровый и нравственный образ жизни. Каждому гражданину России гарантируется равный доступ к инфраструктуре для ведения здорового образа жизни.

Глава 38. Воспитание

Статья 194. Государство и воспитание

1. Государство обеспечивает использование высших ценностей России для нравственного и духовного воспитания граждан.

2. Посредством взаимодействия государства, системы образования, семьи, трудового коллектива, общественных объединений, религиозных объединений, армии, пенитенциарной системы, а также путем массового информационного воздействия обеспечивается принцип целостности воспитания на протяжении всей жизни человека.

3. Государство уделяет особое внимание нравственному и патриотическому воспитанию молодежи.

Статья 195. Воспитание и средства массовой информации

Распространение в средствах массовой информации сведений, содержание которых может нанести вред нравственности населения России, определяется федеральным законом.

Статья 196. Воспитание и образовании

Любое учебное заведение должно заниматься воспитанием. Образование и воспитание неразделимы.

Глава 39. Образование

Статья 197. Ценностные основания образования

1. Образование осуществляется в целях передачи знаний, привития навыков и умений, формирования мировоззрения и воспитания обучающегося.

2. Образование нацелено на воспитание личности в духе патриотизма, трудолюбия, коллективности, взаимоподдержки, милосердия, на развитие ее цивилизационно идентичного сознания и формирование ее как свободного и ответственного гражданина в соответствии с высшими ценностями России.

3. Образование наряду с развитием науки должно обеспечивать просвещение общества.

Статья 201. Государство и культура

1. Государство определяет задачи культурного развития России, разрабатывает меры по сохранению и развитию русской (российской) культуры.

2. Государство отвечает за культурный уровень граждан России и сохранение культурного наследия России.

3. Государство гарантирует гражданам доступ к культуре посредством регулирования коммерческих условий доступа к ней и обеспечения достаточного количества учреждений культуры.

4. Государство обязано в сотрудничестве со школами и спортивными объединениями и коллективами стимулировать, направлять и поддерживать занятия физической культурой и спортом и содействовать их развитию.

5. Государство охраняет и использует в воспитании, образовании, пропаганде культурное наследие России.

Следует отметить, что научный макет проекта новой Конституции технологичен, императивен и порождает пирамиду государственно-управленческой практики и деятельности. Этот вариант конституции активный и управленчески организующий жизнеобустройство страны.

В целом характер той или иной конституции можно определить из содержательного терминологического словаря, характерного для нее. Следует обратить внимание на те ценностные блоки, которые мы считаем необходимым программировать в основном законе страны. Это решение удалось осуществить в макете проекта новой Конституции.

Если некий важный и значимый для страны концепт записан в основном законе, обязательном для соблюдения, если этот закон порождает все частное законодательство, все его практики, то вследствие исполнения этих предписаний жизнь сообщества может приобрести тот самый нравственный облик. Именно этот облик, по сути является целью программируемого, целеполагаемого развития, больше того, стремление к нему — это императивный вызов мегаэволюции государства в истории человечества и мира.

Поэтому мы убежденно утверждаем, что Россия, особенно сегодня, когда впереди вызов нового избирательного цикла, может и должна строить нравственное государство. Россия в силу своей истории, цивилизационного профиля, горького опыта, может и должна показать в этом пример всему миру, даже если нынешнее поколение, нынешнее общество не сумеет добиться этого. Развитие мира не остановится, нравственное государство — это неизбежное императивное будущее, новый этап государственной эволюции, человечества.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...