< Сентябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Подписка rss
Поиск Поиск
Жизнеспособность России. Быть или не быть

16 апреля 2013 года
Закладки

В своих работах Центр проблемного анализа все время обращается к термину "КЖС". Делает выводы на его основании, строит деятельность Центра вокруг них, сегодня максимально просто попробуем объяснить что же это такое, откуда получается этот самый коэффициент, как его получаем? Коэффициент жизнеспособности страны (КЖС) есть математически посчитанная способность сохранять себя в условиях вероятных агрессий, стремящихся нас разрушить. Безопасность нашей с Вами Родины есть ни что иное как способность сохраняться сейчас и в будущем. Окружающий мир состоит из вполне понятных предметов, явлений, процессов, которые, в свою очередь, характеризуются различными свойствами. Каждая из перечисленных категорий определяется в сознании как некий объект сознания , со своими особенностями, отличающими его от иных, со своими связями с внешними субъектами. Одни объекты для нас полезны, другие вредны; одни представляются красивыми, другие отвратительными.

Человек окружен этими явлениями. Эти явления взаимодействуют сами с собой, меняя мир и меняясь сами, и слишком самонадеянно человеку считать себя хозяином природы, который волен объявлять ее существующей или нет, только потому, что его сознание так или иначе представляет себе действительность. Если есть человеческое сознание, то что запрещает существование чего-либо подобного вне человека? Сущность не равна предмету, она может относиться к явлению, процессу, она может быть вполне абстрактной, но, тем не менее, присутствующей в материальных связях в природе. Главное её общее свойство во всех этих случаях — сущность существует в сознании и в природе. Существует — это значит имеет место быть. Для этого нужно, чтобы ее признаки сохранялись во времени.

Одна из таких "сущностей" — это страна. Национальная идея, на наш взгляд, звучит так: страна должна быть, и должна быть всегда! У страны для ее существования должны быть признаки и способность их сохранять. Какое отношение имеет это рассуждение к теме национальной идеи? Необходимо, чтобы ключевым основанием в поиске ответов были бы не интересы групп или отдельных людей, а единственный общенациональный интерес, как раз и выражающийся в национальной идее. "Моя Родина должна быть! И должна быть всегда!" - ведут нас к двум моментам. Первый — это "быть" и только. "Быть" — это просто подавать признаки жизни. Кто-то это должен фиксировать и чем больше таких проявлений "жизни" будет, тем лучше. Противоречие снимается при уточнении, что речь идет лишь о фиксировании самого факта. Чем он надежнее фиксируется, тем он более жизнеспособен. Однако всегда присутствует вопрос: как соотносятся сегодняшняя "жизнь" и завтрашняя "смерть"? Поэтому кроме формы важно содержание.

Так вот, жизнеспособность — это способность существовать и воспроизводить себя во времени.

Быть — это всего лишь форма существования страны. Второй вопрос о способности быть всегда, быть во времени. Каким быть, чтобы быть всегда, а не только, когда на тебя смотрят? И тут мы приходим к самому главному — к человеку. Который может просто жить, а может задавать себе вопрос "зачем"? И это разные вещи.

Страна и человек исчезнут, как только "смысл" их жизни станет отличаться от основного пути — жизни самой по себе. Ведь, если способность "быть" исчезает, то и само состояние "быть" прекращается. Но для человека как сущности быть — значит быть именно человеком. Если у него исчез разум, способность мыслить, то человеком его уже назвать нельзя. Он вроде бы есть, но это уже не человек. Отсюда возникает естественное требование не только к факту — "быть", но еще и к качеству "быть". "Быть" так и таким, чтобы быть именно сами собой. Отсюда вопрос: каким быть. Итак, форма и содержание. Для формы характерно состояние — просто "быть". Как факт.

Для содержания характерно "каким именно быть". Категория "качество" возникает в связи с тем, что содержание — это признаки, свойства, характеристики, состояния. Просто быть — это абсолютное количество, быть максимально жизнеспособным — это быть каким, т. е. "идеальное" количество каждого из множества признаков, но уже не необходимых для существования формы, а содержательных, необходимых для жизнеспособности. От того, "каким быть", зависит и сумеет ли "быть" государство? Что первично: форма или содержание? Связка вопросов неразрывна: один только факт существования ("быть" и всё) увязан с более сложным вопросом "каким быть" ("зачем быть"). Если применительно, скажем, к горе, реке, муравейнику, оленю, собаке, вирусу, бактерии — ответ "просто быть" вполне удовлетворителен, он объясняет их способность к размножению, то относительно человека такой простой ответ не проходит. Действительно, если человек в силу болезни или иного несчастья стал "овощем", то представляет ли он собой человека?

Сущность человека заключается в том, что он не является предметом неживой и неодушевленной природы, для которой ответ "просто быть" удовлетворителен. Сущность человека сосредоточена больше не в форме, а в содержании, и это является уникальным и единственным в природе примером. Этот вывод очевидно переносится и на сообщество людей. Основной сущностный признак человека — это быть человеком. То есть быть одушевленным. Человек социален потому, что он сопереживает, потому что он живет для других. Потому, что есть такие свойства, как жалость, совесть, добро и все то, что для человека является уникальным. От того, какая страна, какие кондиции, состояния, качества и характеристики для самой себя она преследует в своем государственном управлении, общественном устремлении и развитии, зависит, насколько она будет жизнеспособной. В чем смысл существования страны?

Страна, так же как и человек, может быть более праведной или более аморальной.

Может ориентироваться на потребление или на духовный рост и восхождение человека и сообщества в такой стране именно к состоянию человека каждым индивидуумом и всем вместе. В общем, как человек делает свой выбор в шкале от животного до человеческого состояния, так и страна может быть более или менее "очеловеченной". Получается, что найдя рецепт жизнеспособности страны, мы не можем уйти от необходимости выразить его на языке смыслов жизни человека и его сообщества — страны. А поскольку люди мыслят не всегда цифрами или формальными логиками, то они должны не только понимать, но и чувствовать, почему нужно действовать так, а не иначе. Иными словами, национальная идея должна ответить в том числе и на общем языке: в чем смысл жизни моей страны? В чем ее назначение, миссия, более высокая, чем просто существование.

Сравним две формулировки. Первая: "Добьемся оптимальности факторов, ответственных за жизнеспособность нашей страны!". Можно ли выходить с такой формулировкой, что называется, на люди, не рискуя распугать их? И вторая, например такая (на локальном примере): "Отечество в опасности. Все на защиту Москвы!". Привести пример всеобщей энергетично-эмоциональной формулировки национальной идеи непросто, поскольку это должна быть удивительная формулировка, вечная формулировка, отражающая всю суть русской истории, особенностей русской ментальности и цивилизации, специфики страны, смысла существования и человека, и самой России, скрытой миссии России. Не понимая природы обеспечения жизнеспособности России, всего набора определяющих ее жизнеспособность факторов, выйти на точное образное и эмоциональное отображение национальной идеи вряд ли возможно. Проведенный Центром проблемного анализа в 2009 г. всероссийский конкурс по поиску выражения национальной идеи выявил множество (около 200) версий-попыток. Первые места заняли следующие лозунги :

•Помня прошлое, создаем настоящее с мыслью о будущем.
•Сила — в единстве, успех — в труде, победа — в бесстрашии.
•Восток и Запад объединяя!
•Священное прошлое, ответственное настоящее, великое будущее.
•Закон. Справедливость. Процветание.
•Целостность, Стабильность, Развитие.
•Единство всех для благополучия каждого.
•Россия, вперед!
•Своей дорогой, но по пути со всеми!
•Сила, свобода, правда и честь.
•Будущее зависит от каждого из нас!
•Верим в себя. Отвечаем за Родину!
•Не в силе Бог, а в правде!
•Великая страна — великие перспективы.
•Свободная Россия — надежда мира.
•В многообразии — наше единство.
•Будем достойны достойного будущего!
•Россия: гармония через созидание!
•Вера. Надежда. Любовь.
•Мы разные. Но вместе мы можем все!
•Россия — это Мы!
•Одна жизнь, одна Отчизна.
•Счастье людей, Величие страны.
•Державность. Соборность. Отечество.
•Россия. Спаси и сохрани.
•Могущество — в единстве, единство — в вере.
•Русские не сдаются!
•России — быть, народу — жить! Страну и веру нам крепить!
•Наше дело правое, Победа будет за нами!
•Вместе мы — сила!

Особенно важна подобная формула-лозунг для российской ментальности. Есть такое ощущение, что миссия России — спасти мир. Своим жертвенным опытом, своим призывом, своим противопоставлением высокого низкому, духовного —материальному, социального — индивидуально-эгоистическому, восходящего —потребительскому, очеловеченного — животному. Западный мир сваливается в потребительство, отходит от человеческого к извращению, к эксплуатации самых низменных инстинктов, доходящую до "оскотинивания". Спасти мир от "оскотинивания" выглядит как существенная задача. Для верующего это означает, что российская миссия — привести себя и мир к Богу, к его заповедям: каким быть, зачем быть, к чему стремиться. К образу и подобию. Для атеиста это означает сохранить человечество очеловеченным. В реальности история все равно улучшает показатели страны. Но ключ подхода заключается в том, что мы разделяем вопрос существования формы, с одной стороны, и наполнения жизнеспособностью — с другой.

Требование одновременного существования того и другого порождает возможность соотнесения формы и содержания, и разграничения их в истории. В случае страны, как уже отмечалось, признаков три: территория, народонаселение и единое государственное управление. Почему только три признака? Во-первых, их должно быть необходимое и достаточное количество. Во-вторых, они должны быть независимы друг от друга. Действительно, если нет территории — можно ли говорить о стране? —  Нет. Если нет на этой территории народа, можно ли говорить о стране? —  Нет. Если на территории с людьми нет единой надстройки, государственного управления — можно ли говорить о стране? — Нет. С другой стороны, что бы еще ни предложить всегда окажется, что это касается не формы, а содержания, относится к характеристикам.

Иными словами, для существования страны как формы, не входя в качество этой формы, необходимо и достаточно только три признака: территория, народонаселение и единое государственное управление.

 В случае государственного управления возникает вопрос с терминологией. Качество государственного управления, на первый взгляд, вроде бы должно относиться не к форме, а содержанию. Но зададим вопрос: что есть количественная мера государственного управления? Что-то типа количества государственного управления. Чем измерить — много или мало управления? Что понимается под словом "государство"? Речь идет, конечно, о каких-то количественных мерах, характеризующих наличие государственного управления. Это может быть эффективность государственного управления в реализации поставленных целей. Это может быть эффективность достижения этих целей относительно возможностей на определенный момент времени. Ясно, что современное государственное управление эффективнее, чем в Средние века, так как развиты информационные связи, иные способы коммуникации, насилия с целью принуждения и т.п. Если люди в стране будут больные и вымрут, то страна исчезнет.

Если государственное управление будет безграмотным и некачественным, то судьба страны также будет под вопросом. Для существования страны должен быть достаточно высок КЖС. Для того же, чтобы он был высок, многие факторы, влияющие на надежность существования каждого признака, должны быть вполне определенными, оптимальными. Как определить их оптимальные значения? Если есть исторические кривые для КЖС и для соответствующего фактора (временные ряды), то их связь можно установить путем анализа. А кроме того, определить, при каком оптимальном значении данного фактора КЖС максимален. Получается, что требование соответствия формы и содержания страны, при наличии определенной истории ее существования, позволяет вычислить оптимальные значения параметров факторов, отвечающих за ее существование. Оптимальные значения факторов — есть функции цели для практического государственного управления в случае страны.

Для вычисления коэффициента жизнеспособности страны необходимо следующее.

1. Выбрать величины, которые могут служить показателями сущностных признаков страны.
2. По статистическим данным или с помощью экспертной оценки вычислить значения показателей на максимальную историческую глубину, приводя показатели к одной сопоставимой шкале (выбрана шкала 0…100 отн.ед.).
3. Найти коэффициент жизнеспособности как произведение трех показателей.

Предполагалось, что при значении КЖС = 0 страна исчезает, как нежизнеспособная. КЖС = Kг/у * Kнас * Kтерр. Где К - коэффициент государственного управления  умноженный на коэффициент территории, умноженные на коэффициент населения. Практическая программа государственных управленческих действий в этом случае должна строиться следующим образом. Определяются текущие значения основных значимых факторов жизнеспособности. Они сопоставляются с требуемыми оптимальными, и на основании этого сопоставления предлагаются государственно-управленческие воздействия с целью привести их в соответствие с оптимальными значениями. Такие шаги и составят программу действий, которая может быть оформлена как государственно-управленческий документ высокого уровня, программирующий развитие страны как в текущей и среднесрочной перспективе, так и в долгосрочной. Это может быть Доктрина безопасности и развития России. Наиболее важные закономерности жизнеспособности России должны быть внесены в ее Конституцию как высший, гарантирующий устойчивость и успешность страны документ. Возвращаясь же к идее о достаточности соотнесения сущностных признаков формы и потенциалов содержания некоей сущности для выявления ее конкретных характеристик, требуемых для максимизации ее жизнеспособности, можно сказать, что получен следующий алгоритм.

1. Выявляются сущностные признаки, как необходимые и достаточные для существования сущности как формы. Конъюнкция их количественных мер дает коэффициент жизнеспособности сущности как формы.
2. Выявляются путем разложения причинно-следственных связей сущностных признаков потенциалы, состояния, компоненты, детали содержательных признаков сущности теперь уже как содержания. Вычисляется коэффициент жизнеспособности как дизъюнкция количественных мер всех содержательных признаков.
3. Основываясь на базовом философском императиве требования гармоничного сочетания формы и содержания (единства формы и содержания) для максимальной жизнеспособности сущности из равенства полученных разными путями коэффициентов жизнеспособности получаются конкретные оптимальные значения содержательных характеристик сущности, максимизирующие ее жизнеспособность.

В результате становится возможным организовать управление в стране, максимизирующее ее жизнеспособность. Такое государственное управление, во-первых, идентично цивилизационно (если речь о государстве-цивилизации), во-вторых, максимально (в предельном теоретическом отношении) эффективно. Еще раз повторим, что руководят и исполняют, трудятся — люди. От их понимания, согласия, энергии, огонька в душе зависит, как эффективно будет реализовываться управленческий импульс, двигающий массами. То есть у человека, от самого обычного до президента страны, должен быть огонек в душе, должна быть такая формула национальной идеи, которая ему. Которую младенец начинает слышать, как только что-то начинает понимать, а уходящий в мир иной завещает своим потомкам. Мы приходим к пониманию, что национальная идея имеет два воплощения: строгое, управленческое и, с другой стороны, чувственно-понятийное, которое близко и понятно не только дипломированным и выдающимся управленцам, но любому члену общества. Всему обществу в целом. Такая формулировка скорее всего должна звучать как лозунг, как призыв, как заповедь. Вместе с тем ясно, что смысл жизни человека и смысл жизни его страны без грамотного, достоверного управления могут быть легко извращены, растоптаны, погублены внешней средой, врагом, случайностью, неспособными управленцами и т.п. Что и просходит в России всё постсоветское время, за редким исключением. И виноваты в этом не внешняя среда, случайность или отдельные паразиты сами по себе, а вся система в целом, всё наше неправильное существование, не отражающее наши истинные ценности и позволяющее паразитам и врагам ослаблять нас и убивать.

По материалам I тома монографии "Национальная идея России".

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...