< Декабрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Наслаждение по-русски

18 апреля 2013 года
Закладки

Московское "Динамо" второй раз подряд выиграло Кубок Гагарина, выиграло Континентальную хоккейную лигу. Вчера же были три матча четвертьфиналов Кубка России по футболу. Сегодня ведущие спортивные издания страны "Спорт-экспресс" и "Советский спорт" вышли с первыми полосами посвященным хоккейной виктории москвичей. Первая полоса и все. Дальше идет подробнейший отчет о матчах по футболу, с комментариями, со статистиками разными и прогнозами. В общем, настоящий журналистский материал. Похожие комментарии и послематчевые интервью, и прочие материалы о финале чемпионата России по хоккею можно найти на полосах от шестой и далее, и то в крайне меньшем количестве по сравнению с футболом. Почему?

В хоккее мы действующие чемпионы мира, победители евротуров и призеры Олимпиад. В "ногомяче" мы достигли всего одной бронзы чемпионата Европы, выход из группы Лиги чемпионов — достижение. Хоккей — это исконно русский вид спорта. Это то, чем нужно гордиться, что нужно восхвалять, как делают это, например, американцы с бейсболом или американским футболом. Петь оды организаторам КХЛ можно и нужно, за пять лет существования лиги они сделали больше, чем организаторы нашего футбола за двадцать. Это продукт, который можно продавать, и, главное, который покупают. Но! Сравните Super Bowl американский и финал Кубка России по футболу, да даже нынешний финал КХЛ – земля и небо!

В эпоху пятой коммуникативной революции манипуляция сознанием является основным оружием в цивилизационных джунглях эволюции.

Формула "хлеба и зрелищ" трансформировалась в "наслаждения и зрелищ" или "перманентное наслаждение". Опять-таки обратимся к главному репродуктору тенденций мирового порядка — Голливуду. К миру наслаждения нас начали основательно готовить с "Матрицы" 1999-го года, где мир будущего — иллюзия, воплощенная в реальность, далее были "Элементарные частицы" Уэльбека или "Парфюмер" Зюскинда одинаково заканчивающиеся вселенской оргией, миром бесконечного удовольствия, "Суррогаты", кстати, тоже именно об этом и симулятор всех времен и народов "Sims" туда же. Пока технологии не позволяют воплотить в жизнь фантазии, но зато эволюция понятия "зрелище" — налицо! Бюджеты крупнейших спортивных событий превосходят бюджеты беднейших стран! Телевизионные рейтинги бьют рекорды, маркетинг и околоспортивные индустрии — одни из самых лакомых кусков современной экономики. И это только спорт, а ведь есть еще искусство, туризм и другие элементы индустрии развлечений. Но все это суть западные привилегии. Ни теория коммуникаций, ни медиапланирование, ни реклама не получают на сегодняшний день должной методики и методологии в нашей стране, еще с середины прошлого века мы лишь собираем те немногие крохи, что сыплются с "барского" стола, в первую очередь, Америки.

В контексте вступления мне могут возразить, что пример мой неудачный. Что в Москве, мол, пять команд и "Динамо" далеко не самая популярная. Соглашусь, но когда "New York Giants" два года назад выиграли чемпионат, на улицы города вывалила куча народа, при том, что в Нью-Йорке две футбольные команды, столько же баскетбольных, бейсбольных и хоккейных. У нас же соберется, в лучшем случае, под десяток тысяч человек, да и то, только потому, что в выходные празднование 90-летия общества "Динамо", кстати, одного из старейших в стране, а, сознайтесь, многие ли знают об этом событии?

К этому я и веду! В браваде президента по поводу "мягкой силы" этот аспект фигурирует, но не превалирует, а в идее Pax Americana — он основной. Идеологическая война в современном мире невозможна без медиакоммуникативных инструментов! А они перестали быть листовками, которые разбрасывают на площадях или плакатами, что расклеивают на стенах. Сегодня и стар и млад, и "креативный класс", и пенсионер постоянно включены в медиаполе, будь то интернет, блог или телевизор. Лучшие источники и производители сегодня располагаются за пределами нашей Родины. В качестве эксперимента составьте виртуальный список лучших фильмов, что Вы посмотрели за последние пять-десять лет. В первой десятке, я подозреваю, кроме Балабанова или Лунгина, мы не обнаружим других авторов. А во многих списках не будет и вовсе русских картин! Это просто в качестве примера.

Мой оппонент привел пример другой: мол, вот в Союзе не было идеи "профессионального развлечения", было ощущение, что спортивная команда — это мои, "дворовые", "такие же, как я", певцы пели "от души", актеры играли так же, не случайно так был популярен "народный театр". И это пропагандировалось, это было "нашим развлечением". Сейчас мы полностью заимствуем технологии Запада, часто употребляем слова "бренд", "промоушен", "маркетинг" и др. У нас это не работает. Да, безусловно, существуют некие базовые принципы формирования сознания человека после четвертой коммуникативной революции, но при этом та технология производства смыслов, что сложилась в Америке, заточена и направлена в первую очередь на WASP, на человека Запада.

Все-таки "симулякр" Бодрияра появился применительно именно к обществу потребления, которое сложилось "там".

У нас оно еще даже до конца не сформировалось. Концепция "бесконечного удовольствия" — это чуждое нам явление. Медиатехнологии необходимы, без них сегодня никуда, но они должны соответствовать высшим ценностям нашего народа продвигать и формировать их в сознании. Запад нам не помощник. А "Динамо" с победой!

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...