< Октябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Существует ли "исламская угроза"?

23 апреля 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Дьякон Кураев, комментируя в своем ЖЖ бостонский теракт, в площадно-бранной форме охарактеризовал национальную (в данном случае, чеченскую) принадлежность братьев Царнаевых и шире все мусульманство как исходные предпосылки терроризма. "Телеинъекции на тему "у терроризма нет национальности и религии", каждый раз с предсказумой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы" — утверждает дьякон. В ответ Совет муфтиев назвал Кураева "провокатором в рясе". Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов в интервью "РСН" сказал, что Андрея Кураева "можно назвать профессиональным провокатором, который разжигает межнациональную, межрелигиозную рознь в Российской Федерации, что чревато для нашей страны", делая заявления в интересах "многих людей", заинтересованных в том, "чтобы в Российской Федерации была нестабильность". "Это люди извне", — подчеркнул сопредседатель Совета муфтиев России.

На страницах "России Навсегда" неоднократно подымалась тема высокой сущности и единого источника мировых религий, разоблачения программ  целенаправленного стравливания народов, манипулирующих незнанием истории гармоничного взаимообщежития разных этносов и основополагающих смыслов духовных доктрин мировых религий. Об истинном Исламе как религии любви, мира и высокой культуры, его взаимосвязи с Христианством в цикле интервью великого чеченского писателя Мусы Ахмадова (здесь и здесь).

Сейчас мы начинаем публикацию материалов о истории и культуре мусульманского мира,  доктрине подлинного Ислама, размышления о содружестве и диалоге наших религий и их болевых точках от необычного автора — Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Василия Захаровича Икима). Владыка Владимир написал в 1999 году книгу "...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?".

"Ты несомненно найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: "Мы христиане!" (Коран. Сура 5 "Трапеза", аят 85/82)

 "Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его". (Рим. 10:12)

 Книга Архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) уникальна потому, что впервые столь высокопоставленный иерарх Православной Церкви дает свое видение проблем мусульманских народов, размышляя о сути и роли Ислама в современном геополитическом контексте. Это видение основано на более чем десятилетнем, практическом опыте, исполнения христианского пастырского долга в регионе, где все проникнуто духом Ислама. Последние, драматические события в мире побудили Его Преосвященство внести лишь незначительные изменения в текст книги, написанной в конце 1999 года и вышедшей впервые в 2000 году, что свидетельствует о непреходящей актуальности ее содержания.

Ниже приводится первая глава книги "Существует ли "исламская угроза"?" 

***

Как православный архиерей, я не имею права и не собираюсь рассуждать о внутриисламских проблемах. Но мне выпало служение в странах, где большинство исповедует Ислам. Я живу рядом с мусульманами, почти ежедневно общаюсь с ними и потому почел своим долгом постараться понять их веру. Смею полагать, что разбираюсь в Исламе лучше, чем те, кто дерзает судить об этой мировой религии издалека, зачастую распространяя заблуждения и предубеждения. Данная работа адресована отнюдь не мусульманам, которые разбираются в своем вероучении несравненно лучше меня, но христианам и людям доброй воли, чей взгляд на Ислам искажен ложной информацией.

У нас с мусульманами разная вера, однако любая клевета, в том числе и на Ислам, является смертоносным грехом, который может привести к тяжким и даже кровавым последствиям.

Время от времени то в одном, то в другом источнике проходит как бы предупреждающая информация, что мондиалистские круги планируют глобальное ведущее к взаимоистреблению столкновение православного и мусульманского миров. Еще десять лет назад к подобным утверждениям можно было относиться как к беспочвенным слухам. Теперь же этот зловещий сценарий начинает проявляться в своей ужасающей полноте. Даже Президент РФ В.В.Путин однажды заметил: "Судьба России обсуждалась на совещании в Пакистане". (От себя добавлю: там же "решалась" и судьба Центральной Азии.)

Со страниц западных изданий в российские средства массовой информации уже давно перекочевал тезис об "исламской угрозе". Между тем необходимо отличать вероучение от его извращений, от каковых не застрахована никакая религия. И угроза, о которой пойдет речь, не менее опасна для Ислама и мусульманских народов, чем для Православия и народов славянских.

В общественном сознании Запада, да и России бытует представление о мусульманском мире как о рассаднике терроризма, фанатизма, национального экстремизма, наркобизнеса. На самом же деле все эти явления чужды и враждебны основам мусульманского вероучения (тому самому чистому Исламу, о "возвращении" к которому кричат его извратители).

Терроризм совершенно абсурдно считать специфически мусульманским явлением. Это преступный метод политической борьбы известен с древнейших времен:

убийство императора Юлия Цезаря древнеримскими республиканцами — античный пример теракта.

В новой и новейшей истории террор приобрел особо злодейский характер — появились взрывчатые вещества, при применении которых неминуемы "побочные" жертвы — невинные люди, не имевшие к политике никакого отношения.

Хуже того: террористы начали сознательно убивать невинных, с целью запугать общество. Во второй половине XIX века революционеры-"бомбисты" повергали в ужас Россию, минируя здания, взрывая бомбы на улицах и площадях.

Столетие спустя тот же кошмар повторился в Западной Европе, где свирепствовали и "красные бригады", и многие им подобные. Террор взяли на вооружение и некоторые национальные движения: Ирландская республиканская армия, баскские сепаратисты, например. Однако ни российские чернопередельцы, народовольцы и эсеры, ни "краснобригадники", ни национал-боевики мусульманами не были.

Позволю себе напомнить факт, который на Западе очень не любят вспоминать. Именно террором, похищением и убийством английских солдат боевики "Иргун цвей леуми" понудили британские войска покинуть Палестину: так было положено начало созданию государства Израиль. И шло оно под лозунгами иудаизма. Впрочем, от такого довода вряд ли стало бы легче палестинским арабам, вытесняемым с земли, которую они на протяжении полутора тысячелетий считали своей родиной, и арабским странам, у которых израильтяне принялись отвоевывать территории.

Израиль опирался на финансовое и военное могущество Запада: для сопротивления такой мощи у арабов не было сил. И тогда они тоже переняли методику вражеского "Иргуна" — террор. Это был акт отчаяния, обреченный на провал. Акт преступный, явно противоречащий мусульманской вере. Что, впрочем, не помешало его инициаторам усугубить преступление организацией в исламских странах подготовки террористов-профессионалов, "солдат удачи" или "диких гусей".

Причины появления греха и преступления можно понять. Но оправдать зло нельзя ничем.

Из Ветхого Завета перешла в христианство строжайшая заповедь: Не убий. Еще более грозно звучат в Коране слова: Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех. (Этот аят цитировал недавно муфтий мусульман России Равиль Гайнутдин, разоблачая антиисламскую сущность бандитизма в Чечне.) В этом изречении Ислам демонстрирует полное понимание того, что в очах Всевышнего каждая человеческая душа дороже всей материальной вселенной, и потому нет преступления страшнее, чем убийство невинного.

Террорист, убийца невинных мусульманином быть не может. И когда он действует под исламскими лозунгами, он клевещет на мусульманство.

Видный арабский лидер аль-Газали клеймил подобных деятелей, как "разбойников с большой дороги, нападающих на людей во имя религии".

Ту неприязнь, которую мусульманский мир питал к Западу в связи с ближневосточным конфликтом, Запад пытался канализировать в сторону православных народов. Те же СМИ, которые кричали об "исламской угрозе", совсем недавно поддерживали сепаратизм чеченцев и албанцев-косоваров, направленный против России и Сербии. И можем ли мы не вспомнить, что именно на западных дрожжах в Афганистане взошло движение Талибан.

Наша надежда на то, что и православный, и мусульманский миры сумеют вовремя понять, в какую бездну их толкают.

ФАНАТИЗМ есть искажение сознания верующих, порожденное религиозным невежеством. Сегодня не только в мусульманстве, но практически в каждой религии появились фанатики, следующие не вероучению, а измышлениям самозванных "вождей". Ведь только невежда, не понимающий сути Ислама, может служить организациям, занимающимся такими гнуснейшими с точки зрения мусульманства делами, как терроризм или наркобизнес; служить, и при этом еще думать, что этим совершает некий мусульманский подвиг.

Разжиганием же фанатизма занимается тот, кто рвется к власти, кто ради корысти легко способен использовать в своих темных целях слепую ярость обманутых невежд, не ведающих, что политические или своекорыстные спекуляции на религии — это страшное оскорбления Божества.

НАЦИОНАЛИЗМ был изжит Исламом еще на ранней заре его собственного существования. Движение мурджиитов преодолело претензии арабов, в среде которых возник Ислам, на особую роль в мусульманском мире. Как в христианстве нет ни эллина, ни иудея, так и в мусульманстве равноправны араб и тюрк, хазареец и пуштун.

С точки зрения вероучения недопустимо смешение религиозных и национальных понятий, ибо религия — дело Небесное, а нация и политика — дело земное.

Националисты не имеют никакого религиозного права на объявление джихада, мусульманской "священной войны". Тем более что в Коране совершенно точно указано, когда и по отношению к кому это должно происходить: джихад мусульмане могут объявлять лишь тем, кто "сражается с ними из-за религии и изгоняет их из их жилищ".

И несомненно такой политической спекуляцией было объявление джихада чеченскими сепаратистами: ни на мусульманство, ни на их жилища в Чечне никто не покушался. И солдаты албанской OAK, виновные в геноциде сербов в Косове, никакие не "воины Аллаха", а гонители и убийцы невинных. И пуштунские расисты из Талибана, проводящие этнические чистки мусульман других национальностей, тем самым свидетельствуют свою чуждость и враждебность истинному Исламу.

Так же и в Православии (отнюдь не являющемся толстовством-непротивленчеством) почитается святым делом защита веры, ближних, родины. Использовать же лозунг "священной войны" в национальных целях есть спекуляция на религии, противная Богу.

Теперь — НАРКОТИКИ. К этому злу Ислам, воспрещающий своим последователям даже алкоголь, относится совершенно непримиримо. Согласно очевидной трактовке целого ряда сур Корана и хадисов, говорящих о "веществах, помрачающих разум", наркоделец приравнивается к отравителю, а наркоман — к самоубийце. Первый, по действовавшим во времена "четырех праведных халифов" нормам шариата, должен был быть зашит в мешок с ядовитыми змеями и утоплен в стоячей воде. О втором сказано в хадисе: "Тот, кто убил себя какой-либо вещью, на Страшном Суде будет казним этой вещью", то есть наркоман обрекается на вечную "ломку" в адской бездне. Ни наркоман, ни тем более наркоделец правоверными мусульманами быть не могут.

Просвещенным, знающим свою религию мусульманам (а таких в исламском мире большинство) совсем не хочется, чтобы их представляли некими чудовищами с гранатометами в руках, взрывчаткой за пазухой и героиновым шприцем в зубах.

Настоящие мусульмане сами борются с экстремистскими и преступными извращениями своей религии: этой борьбе надо помогать, а не подливать (бездумно или злонамеренно) масло в огонь межрелигиозной напряженности.

Понимание Ислама необходимо всем, кто пишет и говорит о проблемах мусульманских народов, имеющих важнейшее значение для многих регионов и стран, в том числе и для России. Вот почему всем нам желательно вспомнить первые века истории мусульманства. Нынешние экстремисты, выступающие под лозунгами "чистого Ислама" и "халифата", используют ворованные лозунги. И чистый Ислам времен Арабских халифатов, исследуемый документально, — ярчайшее обличение всех нынешних экстремистских спекуляций.

***

ВЛАДИМИР, МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ (Иким Василий Захарович)

  •  
  • Дата рождения: 1 февраля 1940 г.
    Дата хиротонии: 30 июня 1985 г.
    Дата пострига: 27 июля 1965 г.

Биография:

Родился 1 февраля 1940 г. в с.Ново-Варзарешты, в Молдавии, в семье крестьянина. В детские годы с благочестивой своей матерью любил посещать храмы и монастыри. В 1958 году окончил среднюю школу и поступил в Одесскую духовную семинарию. В 1959 году призван в ряды Советской Армии. В 1963 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию.

27 июля 1965 г. в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с именем Владимир и исполнял возложенные на него лаврские послушания. 1 августа 1965 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) рукоположен во иеродиакона. 4 февраля 1966 г. ректором МДА епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во иеромонаха.

В 1967 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1969 году назначен референтом Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Занимался вопросами диалога с римо-католиками. В 1971 году окончил Аспирантуру при МДА и возведен в сан игумена. В 1972 году назначен членом ОВЦС.

В 1975 году в составе делегации РПЦ присутствовал на освящении нового здания представительства Московского Патриарха при Патриархе Антиохийском в Дамаске. В том же году в составе паломнических групп РПЦ посетил Св. Град Иерусалим и Румынию; в 1976 году — Болгарию, Грецию и Св. Гору Афон.

В 1978 году направлен в ведение Предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея и назначен настоятелем храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. 1 апреля 1979 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем вновь открытого в Карловых Варах подворья Русской Православной Церкви.

30 июня 1985 г. в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии и оставлен настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехословакия). Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Пимен, митрополиты: Таллинский и Эстонский Алексий, Минский и Белорусский Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископы: Волоколамский Питирим, Воронежский и Липецкий Мефодий; епископ Солнечногорский Сергий. В октябре 1985 г. сопровождал Святейшего Патриарха Пимена при поездке в Чехословакию на лечение и отдых.

27 мая 1988 г. определением Св. Синода освобожден от обязанностей настоятеля подворья Русской Церкви в Карловых Варах и назначен заместителем председателя ОВЦС.

20 июля 1990 г. назначен епископом Ташкентским и Среднеазиатским. С 25 февраля 1991 г. — архиепископ. 25 февраля 2002 г. возведен в сан митрополита Ташкентской и Среднеазиатской епархии (Правящий архиерей).

В. была вверена одна из самых обширных епархий РПЦ, в которую входят республики Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан. На новой кафедре В. столкнулся с проблемой нехватки духовенства: на 56 приходах епархии не хватало 35 священнослужителей. Поэтому среди первых шагов архиерея было открытие Ташкентского ДУ, преобразованного в апр. 1998 г. в ДС. К 2003 г. число приходов в епархии возросло до 105, клир епархии составили 133 священнослужителя. В наст. время в Ташкенте и Бишкеке создаются правосл. духовно-адм. центры, включающие в себя ряд просветительских и благотворительных учреждений. Стараниями В. в епархии возрождается монашеская жизнь. 25 окт. 1990 г. был возобновлен ташкентский Троице-Никольский жен. мон-рь, в июне 1998 г. одно из подворий обители было преобразовано в дустабадский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. В 1996 г. основан чирчикский во имя вмч. Георгия муж. мон-рь, открыты 2 жен. мон-ря: ашхабадский во имя свт. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери в г. Кара-Балта. В епархии активно осуществляется издательская деятельность. С 1991 г. по благословению В. издается газ. "Слово жизни", в 2001 г. начато издание альманаха "Восток свыше". 

При непосредственном участии В. развиваются добрососедские отношения между православными и мусульманами в Ср. Азии. В 1995 г. в Ташкенте состоялась международная христианско-мусульм. конференция "Совместно жить под одним небом", принявшая "Обращение к мусульманам и православным христианам Центр. Азии".

С 2002 г. В. входит в Попечительский совет Центра национальной славы России и Международного фонда ап. Андрея Первозванного.

С  27 июля 2011 года назначен Митрополитом Омским и Тарским

Научные труды, публикации:

  • — "Исихастские споры в ХIV веке в Византии" (кандидатское сочинение).
    — Речь при наречении во епископа Подольского. — ЖМП. 1985, № 9, с. 9.
    — "Пребывание Святейшего Патриарха Пимена в Чехословакии". — ЖМП. 1986, № 1, с. 7.
    — "Митрополит Минский и Белорусский Филарет — доктор богословия". — ЖМП. 1986, № 1, с. 52
    — "Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви". — ЖМП. 1986, № 3, с. 50.
    — "Архиепископ Волоколамский Питирим — доктор богословия Богословского факультета им. Яна Амоса Коменского в Праге". — ЖМП. 1986, № 3, с. 61.
    — Слово в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги: [Проповедь] — ЖМП. 1994. [№] 7/8. С. 14-20.
    — Слово в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира: [Проповедь] — ЖМП. 1994. [№] 7/8. С. 20-28.
    — Слово в день Святителя и Чудотворца Николая: [Проповедь] — ЖМП. 1994. [№] 11/12. С. 25-28.
    — Слово в день Святой Троицы: [Проповедь] — ЖМП. 1994. [№] 6. С. 4-7.
    — Слово на Рождество Христово: [Проповедь] — ЖМП. 1995. [№] 1/4. С. 49-51.
    — Слово о радости и труде покаяния: [Проповедь] — ЖМП. 1994. [№] 4. С. 2-14.
  • — Слова на двунадесятые и великие праздники. М., 1997
  • — Слова в дни памяти особо чтимых святых. М., 1998-2001. 4 т.
    — Врата покаяния. — М.: Сретенский монастырь, 1998. — 463 с.
  • — Побеждено добром будет: Правосл. Церковь о наркотиках. — Ташкент, 2000.
  • — Большой полет крылатого коня: Духовные аспекты истории Туркменистана и его христ. традиции. — М., 2000.
  • — ...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество? — М.: Вагриус, 2001.
  • — Собиратель Русской Церкви. М., 2001; Слово, растворенное любовью. — М., 2001.
  • — Православное супружество. — Издательство "Ирид". 2002.
  • — Земля потомков патриарха Тюрка: Духовное наследие Киргизии и христ. аспекты этого наследия. — М., 2002.
  • — Проповеди на воскресные евангельские чтения. — М., 2002.
  • — По стопам ап. Фомы: (История христианства в Центр. Азии). — М., 2003. 2 т.; 2011.
  • Изданы много книг под общей редакцией митрополита Владимира, в частности:
    — Золотое кольцо святой Руси. (серия "История русских монастырей"). — М.: 2004.
    — Heavenli dwelings. ("Грады небесные"). — М.: 2006.
    — Святые воины. — М.: 2005.
    — Дорога к Северной Фиваиде. (серия "История русских монастырей"). — М.: 2007.
    — Святый княже Александре, моли Бога о нас. — М.: 2007.
    — Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский, творение в 2-х томах (серия "Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе"). — М.: 2007.
    — Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесари Каппадокийский. Творения в 2-х т. (серия "Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе"). —  М.: 2008.
    — Не в силе Бог, но в правде. Святой благоверный князь Александр Невский. — М.: 2007.

Награды:

  • — Ордена св. равноап. князя Владимира II и III степени, Преподобного Сергия Радонежского III степени; святых первоверховных ап. Петра и Павла (Антиохийская Православная Церковь); медали Иерусалимской и Элладской Православных Церквей, орден св. равноап. Нины (Грузинская Православная Церковь), орден св. равноап. Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкая Правосл. Церковь) и ряд грамот.

    — 4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси награжден именной панагией.

    — В связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом св. блгв. князя Даниила II степени.
  • — удостоен светских наград: орденов Дружбы (ЧССР, 1988), Дружбы народов (СССР, 1988), медали Данк ("Слава", Киргизия, 2000).

    — В январе 2000 года Указом Президента Узбекистана за заслуги по духовному обогащению общества, по укреплению межнационального согласия и дружбы в республике архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир награжден орденом "Дустлик" (Дружба).

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...