< Декабрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Диалог религий в России: история и современность

26 апреля 2013 года
Закладки

От редакции "РН": о мусульманстве мы чаще всего слышим только в контексте терактов, фанатиков ваххабизма и их претензий на построение мирового халифата, и совсем не слышим о настоящем Исламе, таком каков он есть. Не слышим об Исламе "от первых уст". И в этом есть большая вина медиа-корпораций, выпячивающих и даже конструирующих информацию в ключе стравливания народов. Мы, от редакции "РН", просим наших читателей делиться впечатлениями, размышлениями, и читателей-мусульман присылать свои материалы, важные ссылки на тексты о Вашей религии и народах в общерусском контексте, о настоящих и человечных мусульманах-подвижниках, подлинном мирном и созидательном Исламе, одном из бриллиантов в созвездии религий и культур России. 

А сейчас хочем привести яркий пример важной информации, не освещенной в подавляющем большинстве медиа. 23-25 апреля состоялся уже 10-й по счету крупнейший мировой Форум — конференция межрелигиозного диалога — в столице Катара Дохе, в работе которого принимал участие заместитель Председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов. Он выступил от имени мусульман России с докладом на тему: "Диалог религий в России: история и современность", где подробно рассказал об успешном опыте Российской Федерации в данной сфере. 

Предлагаем вашему вниманию перевод на русском языке этого крайне интересного доклада, освещающего прискорбно малоизвестную нам историю векового сотрудничества великих монотеистических традиций в нашем обществе, огромный вклад мусульманской уммы (общины) в расцвет нашей Родины и ее защиту во времена вражеских лихолетий. О всем том, — как справедливо говорит Рушат Рафикович, — о чем нам не спешат рассказывать федеральные СМИ.

***

Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного!

Уважаемые участники конференции!

Позвольте поприветствовать вас от имени Председателя Совета муфтиев России, духовного лидера мусульман России Муфтия шейха Равиля Гайнутдина и от себя лично традиционным мусульманским приветствием Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! Мир Вам, Милость Аллаха и Его Благословение!

Разрешите мне поблагодарить организаторов данного мероприятия, в частности председателя совета Конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе Ибрахима ибн Салиха Ан-Нугейми, также всех участников и выступающих на данной конференции за их ответственную научную подготовку и активную работу по развитию межрелигиозного диалога.

Со всем уважением и почтением обращаюсь к Его Высочеству эмиру Катара шейху Хамад Бин Халифа Аль-Тани, а также Его Высочеству престолонаследнику государства Катар Шейху Тамим бин Хамад Аль Тани, да хранит их Аллах, а также правительство страны за предоставленную возможность на протяжении 10 лет проведения столь важной и необходимой межрелигиозной конференции, целью которой является сохранение и развития мира и согласия в мировом сообществе.

Дорогие участники конференции, прежде чем перейти к успешному опыту России в межрелигиозном диалоге, позвольте вкратце рассказать об истории государственно-конфессиональных отношениях на территории современной России.

На конференции в Дохе

Россия – великая евразийская цивилизация, где исторические корни Ислама являются одними из самых древних, не случайно официальное принятие Ислама булгарскими племенами состоялось на 66 лет раньше, нежели принятие Русью христианства в 988 году, а одна из самых древних мечетей расположена в городе Дербент в Республике Дагестан, куда Ислам принесли сподвижники Пророка Мухаммада (САВ).

Арабский летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольства багдадского халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает , что еще до прибытия послов в Булгарию, где ныне расположена Республика Татарстан, там уже существовала мусульманская община численностью до 5 тысяч человек и несколько мечетей.

Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенность их веры, послы разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину, пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно вина выразился так: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти".

Какими бы не были истинные причины отклонения ислама и выбора Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской Руси,

именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской государственности.

В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгарии монгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятся составной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречиях средневековой мусульманской общины.

С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего средневекового государства Евразии — Золотой орды, исламское вероучение, заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов Восточной Европы и Западной Сибири.

Господствующее положение ислама как официальной религии золотоордынских правителей не означало, однако, тотальной исламизации представителей других религий.

В период правления самого могущественного ордынского хана Узбека (1312-1342 гг.) и его преемников приверженцы христианских конфессий - православия и католичества — имели гарантированное право не только исповедовать, но и активно распространять свои вероучения.

В свою очередь, русские давно знали об арабо-исламском мире. Однако подлинное знакомство с исламом, оставившее заметный след в истории Московской Руси, произошло в 1406 г. Именно тогда своевременная помощь татарского хана Шадибека и его войска позволила московскому князю Василию I отбить нападение литовских завоевателей. С этого времени и особенно со второй половины XV в. в Москве, а также в Кашире, Серпухове, Коломне, Звенигороде, Юрьеве-Польском и других городах начинали возникать поселения, жизнь в которых регламентировалась согласно мусульманскому укладу и традиционным предписаниям этого вероучения.

Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири мусульманской ойкумены — Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец, Крымского ханств — стали поворотным в истории народов этого огромного региона. Процесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателем земли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается образованием Московского государства. Его официальной идеологией стала опирающаяся на антично-византийское наследие православно-церковная доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской доктрины, которая сопровождалась внедрением в христианскую среду идей борьбы с инаковерием.

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 года, в котором нетерпимость к магометянству приобретает характер государственной политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом, свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства, стало строительство новой мечети в Казани.

Императорским указом от 22 сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание в Оренбурге. Несмотря на притеснения, мусульмане, тем не менее, отзывались на призыв правительства оказать содействие в борьбе с внешним врагом, так случилось и в 1812 году, когда армия Наполеона победоносным шагом пошла по России.

Зачастую шедшие в авангарде российской армии конные отряды, состоявшие из представителей мусульманских народов, наводили ужас на противника. По некоторым данным, именно конный полк, составленный из татар и башкир, первым вошел в Париж. А чуть позже, в 1814 г., победоносно вступая в столицу Франции во главе союзных армий, в свите императора Александра I был герой Отечественной войны 1812 г., первый чеченский генерал в российской армии Александр Чеченский.

Однако, несмотря, на заслуги мусульман, царский режим шел на уступки мусульман крайне неохотно, вплоть до 1905 года, когда появился Манифест, провозгласивший свободу совести и вероисповедания в Империи. Но эти меры были запоздалыми, ибо недоверие к царскому режиму, причем не только мусульман, но и христиан, привело к революции и упразднению монархии в России.

В свою очередь, большевики использовали доверчивость мусульман в своих корыстных целях. Большевики обещали им "право на самоопределение" и сначала проводили в их отношении политику, отличную от политики по отношению к другим религиям. Когда большевики поняли выгоду сотрудничества с мусульманами на Востоке и в самой России, они издали знаменитый манифест, обращенный ко "всем трудящимся мусульманам России и Востока", в котором говорилось:

"Мусульмане России, татары Волги и Крыма, киргизы Туркестана, азербайджанцы и чеченцы, а также жители горных районов Кавказа, все те, чьи мечети и храмы были разрушены, а вера и национальные обычаи преследовались царем и русскими тиранами, знайте, что ваши религиозные убеждения, обычаи и ваши национальные учебные заведения отныне и навеки будут свободны.' Это ваше право. Знайте, что ваши права, как права народов России, находятся под охраной революции, представителей рабочих, армии и крестьян, совершивших революцию".

Но это были лишь слова и спустя некоторое время большевистские репрессии почти полностью истребили христианское, мусульманское, иудейское и буддистское духовенство. Это был страшный удар по духовной жизни верующих людей, поскольку многовековое наследие было выдернуто из жизни людей, и полностью его восстановить не представляется возможным.

Большевистский период — это одна из черных страниц российской мусульманской истории, ибо все, что веками сохранялось и по крупицам воссоздавалось, сгорело, и было разрушено, мечети и церкви превращены в сараи и амбары.

Но мусульмане оставались верны своему Отечеству. В этой связи можно вспомнить о роли мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Лучшим свидетельством этого являются тысячи ветеранов и еще большее количество погибших в боях от Москвы до Берлина. Тем не менее, не лишним будет привести и несколько фактов.

До сих пор остается достоянием узкой группы специалистов то обстоятельство, что в покрытой ореолом героизма и стойкости Брестской крепости значительную часть гарнизона составляли представители мусульманских народов — чеченцы и ингуши. В тяжелые дни Великой отечественной Муфтий Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Габдурахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. "Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо

мы, мусульмане, хорошо помним слова Пророка Мухаммада (мир ему): "Любовь к Родине — это часть твоей веры", — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году.

В свою очередь Сталин в благодарность мусульманам, которые собрали деньги на строительство танковой колонны, лично написал: "Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной армии. Примите мой привет и благодарность Красной армии. И. Сталин". Это обстоятельство в дальнейшем сыграло значительную роль в либерализации государственной политики по отношению к религии в послевоенные годы.

Но вплоть до 90-х годов XX века религию продолжали унижать, ограничивая ее в правах. О чем говорить, если на весь Советский Союз приходилось менее ста мечетей! На сегодняшний же день в России функционируют более 7 тысяч мечетей. "Все что у вас — тленно, все что у Аллаха — вечно" — говорится в Священном Коране. Посему советский строй, который казался тогда незыблемой твердыней, рухнул, как и царизм, в первую очередь из-за своего отношения к религии.

Со становлением новой России наступил для верующих мусульман духовный ренессанс. Вслед за "колоссальным пробуждением национального и религиозного самосознания" 1990-х годов пришел период активного развития инфраструктуры в виде строительства храмов, мечетей, синагог, дацанов, учебных заведений, создания социальных служб.

Поступательное развитие Российской Федерации за истекшие годы позволило ей уверенно вернуть себе место ведущей мировой державы, неизмеримо укрепить свой экономический, культурный и духовный потенциал. Особым образом среди ярких достижений России стала организация Всемирного саммита религиозных лидеров, который успешно прошел 3 июля 2006 года в Москве. Также ярким достижением является, вступлением России в качестве наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), в чем наглядно отразилось дальнейшее укрепление ее традиционных связей с Исламским миром.

Россия является многонациональной страной. Сложно найти страну с таким огромным разнообразием национальностей. Согласно статистике, около сотни этносов в течение многих веков проживают на территории Российской Федерации. Общеизвестно, что в России существует большое количество вероисповеданий. Традиционными религиями России являются: Православие, Ислам, Иудаизм и Буддизм. Среди них одно из важных мест занимает Ислам. По численности единоверцев в России Ислам занимает второе место, официальное количество мусульман в Российской Федерации составляет более 20 миллионов человек.

Мусульмане России, веками проживающие на территории России, несмотря на географическую отдаленность от мусульманского мира, являются не только патриотами своей страны, имеющими активную гражданскую позицию, но и неотделимой частью мировой исламской уммы. Не случайно, такие выдающиеся духовные личности известные мусульманскому миру, как Муса Бигиев, Шихабетдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин были выходцами из российских мусульман.

Мусульмане внесли колоссальный вклад в дело утверждения российской государственности и продолжают оставаться государствообразующим сегментом России. Президент РФ Владимир Путин заявил следующее: "Ислам по праву является неотъемлемой частью современной религиозной, общественной, культурной жизни России. Подчеркну, что государство высоко ценит плодотворную деятельность мусульманских организаций, гарантирует своим гражданам возможность следовать нормам исповедуемой религии".

В связи с этим, мне бы хотелось рассказать Вам о деятельности одной из наиболее крупных российских мусульманских религиозных организаций — Совете муфтиев России, общины которой расположены по всей территории нашей страны.

Важное место в деятельности Совета муфтиев России занимает исламское образование и духовно-нравственное просвещение, а также постоянный мониторинг состояния дел в регионах, своевременное решение возникающих вопросов, оказание помощи мусульманским общинам в налаживании партнерских отношений с местными органами власти и развития межрелигиозного диалога. Мы регулярно выезжаем в регионы и на месте знакомимся с религиозной жизнью.

Мы посещаем религиозные общины, беседуем с верующими и имамами мечетей. В ходе поездок в обязательном порядке организуем встречи с иерархами Русской Православной Церкви, других традиционных религий и способствуем налаживанию дружеских отношений между нашими общинами. Итоги каждой поездки обсуждаются с руководителями республик и главами администраций областей и городов, что позволяет нам решать все возникающие вопросы в деятельности религиозных объединений.

До 1991 года с разрешения органов власти по всей России действовали менее 100 мечетей. Ими, в рамках советского законодательства о культах, руководили духовные управления мусульман, расположенные в Уфе и Махачкале. Жизнь показала необходимость и эффективность института Духовных управлений мусульман. Одновременно выяснилось, что ряд важных вопросов они могут решать только сообща, объединив усилия с другими духовными управлениями мусульман, и совместные поиски привели к объединению и образованию в Москве в 1996 году Совета муфтиев России.

Наша организация является как активным участником религиозных, политических, культурных процессов в российском обществе, так и структурой, которая ведет большую работу с зарубежными коллегами.

Вкратце хотелось бы рассказать о нашей деятельности в области сотрудничества с другими традиционными религиями нашей страны, в первую очередь с Русской Православной Церковью.

Хочу особенно подчеркнуть, что связанные совместным существованием в пределах единого историко-географического пространства, христианские и исламская цивилизации в течение последних четырнадцати веков были обречены на достаточно тесное взаимодействие.

Можно констатировать, что и православное христианство, и ислам обладают значительным историческим потенциалом сосуществования в режиме конструктивного диалога.

С целью консолидации сил, направленных на духовное развитие российского общества, руководством нашей страны была оказана поддержка инициативе по созданию Межрелигиозного совета России, куда вошли представители религиозных объединений России. Основными целями и задачами которой являются координация совместных действий и противодействие использованию религиозных чувств для разжигания межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран.

К другим не менее значимым структурам, призванным заниматься вопросами развития диалога между религиозными сообществами, можно отнести Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, Комиссию Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести, консультативные и экспертные советы при органах государственной власти, при главах регионов.

С учетом многолетнего сотрудничества можно смело констатировать, что к голосу верующих прислушиваются, и в решении любого вопроса учитывается наше мнение.

Говоря о программах Совета муфтиев России, на которые мы привлекаем последователей разных религий России, можно упомянуть Шатер Рамадана. В светлые дни Священного месяца Рамадан у Мемориальной мечети Москвы на Поклонной горе, которая была построена в честь воинов-мусульман павших в боях с фашизмом в 40-х годах XX века, ежегодно организовывается Шатер Рамадана, который собирает за одним столом людей разных национальностей и вероисповеданий, что является свидетельством толерантности, укрепления междунациональных и межрелигиозных связей. Каждый вечер мы знакомим посетителей с историей, нравственностью и особенностями Ислама, побуждая людей пересмотреть свою точку зрения касательно ложного образа Ислама создаваемый СМИ.

Ежегодно мы проводим Всероссийский поэтический конкурс "Пророк Мухаммад — милость для миров", который приурочен к Мавлиду ан-наби — дню рождения Пророка Мухаммада (мир ему). В преддверии конкурса проводится широкая рекламная акция в Интернете и в печатных СМИ, рассылаются объявления во все Духовные управления мусульман России. С каждым годом количество участников растет. А что касается качества работ, то оно тоже демонстрирует положительную динамику. Причиной этому служит то, что в конкурсе принимает участие большое количество профессиональных поэтов и литераторов. Лауреатами данного конкурса становятся как мусульмане, так и последователи других религий, что подчеркивает интерес общества к личности Последнего Пророка!

Советом муфтиев России ведется активная работа с детскими домами и ветеранами, сегодня это несколько подшефных детских домов, а также сотни ветеранов и инвалидов, как в самой Москве, так и в регионах России. Отдельно хотелось бы выделить работу с заключенными, где мы не только духовно окормляем людей, но и на регулярной основе проводим молитвы и уроки по основам Ислама в местах лишения свободы, а также участвуем в строительстве мечетей в тюрьмах, тем самым показывая заключенным, что встать на путь исправления никогда не поздно.

Совместно с представителями традиционных религий нашей страны мы организуем спортивные соревнования, культурные мероприятия и молодежные формы, прививая к молодому поколению россиян чувства взаимоуважения. Ежегодно совместно с представителями других религий проводятся кампании по сбору донорской крови.

Представители других вероисповеданий с удовольствием принимают участие в наших крупных мероприятиях, таких как Московский Мeждународный конкурс чтецов Корана, который ежегодно собирает представителей более чем 30 стран и Moscow Halal Expo, подчеркивающее возрастающий спрос продукции Халяль.

Несмотря на канонические, вероучительные различия, мусульман и христиан объединяют общие непреходящие ценности. Имамы и священники едины в противодействии нравственным порокам и болезням современного общества. Мы находим общий язык со служителями Русской Православной Церкви и других традиционных религий,

проводим совместные мероприятия. К сожалению, положительный опыт взаимодействия не всегда находит отражение в средствах массовой информации, особенно федерального уровня.

Мы призываем священнослужителей всех религий продолжать и развивать межконфессиональное сотрудничество, а массмедиа — способствовать распространению мира, добра и взаимопонимания в наших странах.

В завершении хотелось бы сказать, что диалог религий способствует формированию этноконфессионального многообразия России, понимаемое как сосуществование различных религиозно-культурных традиций в одном историческом пространстве. Уверены, что многовековой опыт России будет полезен современному миру, ибо пройдя разные периоды сосуществования наших религии, мы выработали модель гармонизации отношений между последователями разных религий, что еще раз свидетельствует об уникальном историческом опыте толерантности в России.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...