< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск

Игорь Орлов

Группа: Авторы




12 апреля 2015 года


Каков же механизм формирования национальной идеи? Ведь нельзя же назвать национальной идеей любые шаги правительств, направленные на благо своих народов. Этносы и государства проходят этапы своего развития с разными скоростями. Поэтому государственный строй "первопроходцев", первыми достигших определенного уровня развития, до какого-то времени вполне можно воспринимать как уникальный, а идеи, связанные с его становлением, — как "национальные". Например, говоря о ранних буржуазных революциях, мы имеем в виду идеи самой радикальной из них — Великой французской, идеи "реального построения коммунизма" связываем с Октябрьской революцией в России, а идеи "реального социализма" — со Скандинавией. Таким образом, идеи, которые позволяют совершить очередной рывок в развитии мировой цивилизации или значительно влияют на это развитие, становятся "национальными" идеями страны, начавшей или инициировавшей соответствующие процессы[28]. Проблема формирования национальной...

17 марта 2015 года


Характерной чертой интеллектуальной жизни российского общества всегда выступал постоянный поиск смысла его существования, определения места России в мировой "системе координат" и ее высшего предназначения. Концепция "Москва — Третий Рим" и теория официальной народности, идея мировой революции и лозунг "нового политического мышления" — все это конкретные проявления данного поиска[1]. Понятие "национальная идея" в России появилось уже в XIX в., и называлась она тогда русской идеей. У истоков этого понятия стоял А.С. Хомяков со своей идеей "соборного спасения во Христе". Становление "русской идеи" связано с именами Вл.С.Соловьева, Ф.М. Достоевского[2], Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, И.А.Ильина, П.А.Флоренского и других русских мыслителей. Актуализируя разные стороны этой проблемы, они обратили внимание, что для русского человека "сакральное спасение" ассоциируется не с индивидом, но с неким мистическим коллективом, объединенным не территориально, а духовно[3]. Оригинальная...
 

01 декабря 2014 года


"Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования" (Г.П.Федотов). * Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье "Защита России", опубликованной в 4-м номере парижской "Новой России" за 1936 г., мыслитель не берется оценивать "силу и живучесть нового русского патриотизма", носителем которого является "новая знать", управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, "на спинах которых строится сталинский трон"[1]. То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и...