Владимир Якунин
Группа: Авторы
Научный руководитель Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, президент ОАО "РЖД"
Год рождения: 1948
Страна: Россия
Город: Москва
О себе: Является заведующим кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Доктор политических наук. Президент мирового общественного форума "Диалог цивилизаций".
20 марта 2015 года
"Во вторник я выступал с лекцией в Санкт-Петербургском государственном университете, где постарался проанализировать сущность глобализации не только как нового типа мироустройства, но и как идеологического проекта, выгодного мировой финансовой олигархии, в чем я абсолютно убежден. Это выступление, кстати, вызвало странный ажиотаж со стороны моих непримиримых критиков. Как обычно, из полуторачасового выступления были взяты отдельные фразы, вырванные из контекста, и прокомментированы в определенном ключе. Для тех, кому действительно интересно ознакомиться с темой лекции, рекомендую почитать оригинал" — лекция председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, доктора политических наук В.И.Якунина в Санкт-Петербургском государственном университете, г. Санкт-Петербург, 17 марта 2015 г. *** 1. ДВЕ СУЩНОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Сначала вспомним обыденный смысл слова глобализация. Оно произошло от латинского слова globo (шар, Земной шар)....
|
10 декабря 2013 года
Как человек не является человеком в небиологическом смысле без идеи, смысла жизни, социализированной ценностно-целевой нагрузки, так и нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи. Россия эту мысль в своей истории подтверждает и в положительных примерах ("Православие, самодержавие, народность" как идея тысячелетней скрепы), так и в отрицательных (90-е годы смуты и вымирания, при том, что властвующий тогда президент возглашал — нужна национальная идея). Редко кто и сейчас сможет указать, в чем состоит национальная идея в современной России. Почему ее нет и так трудно ее сформировать? Парадоксально, но она запрещена Конституцией России. *** Национальная идея и Конституция РФ 1993 года. Необходимость обращения к содержанию Конституции РФ определяется особенностями ее принятия в декабре 1993 г., явившегося не столько результатом общественного консенсуса, сколько разрешившегося силой противостояния исполнительной и законодательной ветвей...
|
|
27 июня 2013 года
Уважаемые коллеги! Я совсем недавно приехал с Родоса, где мы проводили очередную конференцию — Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций". С разрешения докладчика выскажу несколько парадоксальную позицию. В одном из ответов она сказала, что это авторская позиция, т.е. позиция субъективная. Это означает, что можно сделать вывод о том, что такая позиция недостаточно научная, если вообще не сказать ненаучная. Потому что научная позиция должна быть абсолютно объективной, оторванной от сердца, души, собственного восприятия, что, конечно, невозможно. Именно поэтому я и говорю, что позволю себе высказать несколько, может быть, парадоксальную позицию. В чем она заключается? Когда мы говорим о пространстве приемлемого и говорим о позиции субъективной, то мы действительно должны осознавать, что это может быть позиция группы людей, одного человека, индивидуума. Она может быть позицией партии, к примеру. Это все равно будет субъективистский подход к оценке того будущего,...
|
07 июня 2013 года
Выступая сегодня перед участниками политологической летней школы, я буду говорить и как заведующий кафедрой политологии Московского государственного университета, и как президент мирового общественного форума "Диалог цивилизаций". Этот форум является дискуссионной площадкой, на которой не только апробируются результаты политологических научных исследований, но и создаются условия для практического применения студентами теоретических знаний, накопленных в процессе обучения. "ЕС — Россия: ценностные основания". Касаясь этой темы, экономист будет говорить об экономических основах взаимодействия: дорожных картах, промышленном сотрудничестве и т.д. Юрист, безусловно, скажет о том, что корни нашего права произрастают из континентального римского права и здесь непочатый край возможных рассуждений на тему того, что объединяет Россию и ЕС. Теолог будет рассуждать о христианских корнях европейской цивилизации. Правда, в написании первой европейской конституции...
|
19 марта 2013 года
Кто из нас не знает, что такое государство? Всех учили, что это аппарат насилия, что в будущем оно отомрет, что современная глобализация стирает все границы и национальные, и государственные... При чем тут, кажется, нравственность, и вообще, почему человеческие качества переносятся на неодушевленный институт, с которым вроде бы все ясно: законы, чиновники, порядки, механизмы, исполнение, бюрократия. Однако за простотой постановки вопроса кроется значительный интеллектуальный вызов — очень непростые обстоятельства современного процесса эволюции института государства, да и нашего российского формирующегося государства тоже. Человек — существо социальное. Жизнь его не может быть организована
вне сообщества. Даже в природе кооперативное поведение популяций является фактором их жизнеспособности: один — ничто, вместе — сила. Причем достаточно очевидно, что и в будущем, если что-то и исчезнет, то лишь формальная институализация, однако необходимость в иерархической...
|
30 января 2013 года
Владимир Соловьев, известный религиозный философ, в свое время заявлял, что видит историческую миссию России в восстановлении на земле верного образа божественной Троицы. В этой формуле при переводе ее на светский язык заключается, с одной стороны, констатация самобытности России, но, главное — признание воплощаемого в ее истории высшего замысла. Философом акцентировался синтез противоположностей — космополитизма и национальной идентичности России, славянофилов и западников. Эта тема не исчерпана и в современности. И, собственно, входит в предмет нашего рассмотрения. Русским эквивалентом латинизма "глобализм" выступает понятие "вселенскость". Если глобализм вызывает у значительной части общества резкое отторжение, то к вселенскости отношение исключительно позитивное. Но смысл обеих дефиниций заключается в одном и том же — обретаемом человечеством единстве мира. О вселенскости как национальной парадигме развития России рассуждал в своей "Пушкинской речи"...
|
25 января 2013 года
В учебном пособии "Философия истории" под редакцией А.С. Панарина цивилизации определяются как "большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства". С точки зрения Панарина, цивилизация, с одной стороны, исходит из того, что есть свод неких надгосударственных норм, которые делают эту цивилизацию предсказуемой, с другой стороны, цивилизация – это не жесткий и неизменяемый код, а "некоторые предпосылки, установки и партитуры, достаточно неясно написанные, чтобы не стеснять нашу моральную и творческую свободу, и в то же время не давать вечных гарантий, которые человеку противопоказаны". Панарин исходит из того, что цивилизации – многосоставное явление, в котором соседствуют разные религии и этносы. Существенно, что Панарин отвергает теорию Хантингтона о противостоянии...
|
|
11 января 2013 года
В современном бурно меняющемся мире вновь обостряется вопрос о взаимоотношениях государства и общества, о качестве и пределах государственного управления. Сторонники неолиберального подхода, по сути, заявляют, что современное развитое государство уже давно ограничено в своих функциях, присущих исторически сформировавшемуся национальному государству, поскольку гражданское общество с его многочисленными общественными "союзами" и организациями саморегулирования, с развитой "демократией" и свободой личности не нуждается в архаичной государственной опеке. Последователи и апологеты неолиберализма сознательно внедряют в сознание общественных масс постулаты явно ограниченного применения, так как обслуживали и все более отчетливо обслуживают интересы родившегося нового, доселе не существовавшего класса. Обращение к традиционным категориям, используемым для описания классовой структуры общества, таких, как, например, "буржуазия" в марксистском...
|